4 ноября. Празднование Казанской иконы Божией Матери
Накануне праздника, в воскресенье вечером в Никитском храме г. Калуги было совершено Всенощное Бдение с литией. Богослужение совершил иерей Димитрий Новиков в сослужении иерея Валерия Агеева при диаконе Димитрии Маркове. В сам день праздника в храме были совершены две Божественные Литургии: раннюю совершил иерей Валерий
Агеев при диаконе Димитрии Маркове, позднюю совершил иерей Димитрий Новиков при диаконе Димитрии Маркове. По окончании поздней Литургии был совершен молебен Пресвятой Богородице. За поздней Литургией проповедовал иерей Димитрий Новиков, в своем слове священник особо указал на то великое место, которое Матерь Божия должна занимать в жизни каждого христианина. «Ибо ко всем святым мы обращаемся в молитве «Молите Бога о нас», и только ко Пречистой со словами «Спаси нас!», - заключил батюшка.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. В 1594 году «самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы» к освящению каменной монастырской церкви в 1595 году. Икона особо почиталась династией Романовых. В память чудесной помощи Казанской иконы в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.
Иконы с клеймами Сказания об образе известны со второй четверти XVII века. Состав клейм различен: некоторые иконы более полно иллюстрируют события обретения святыни, в других доминируют сюжеты чудес от явленного образа (в Повести описаны 16 исцелений от различных недугов). Наиболее ранней иконой со Сказанием можно считать раму работы строгановских мастеров второй четверти XVII века с 20 клеймами Повести из собрания Сольвычегодского музея (СИХМ). Известны редкие циклы клейм Сказания, где помимо Повести, написанной патриархом Гермогеном, присутствуют события чудес от других чудотворных списков иконы. Например, рама 1690-х годов к Ярославской-Казанской иконе из собрания Ярославского музея (ЯХМ).
Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/508-4-noyabrya-prazdnovanie-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi#sigProGalleria99383695bd