Prev Next

 

9 сентября. В рамках начала празднования 900-летнего юбилея со дня мученической кончины святого священномученика КукшиПечерского, просветителя вятичей в храмах Калужской епархии прошли праздничные богослужения.

В храме Рождества Богородицы (Никитский) г. Калуги Божественную литургию совершил викарий епархии P3490105преосвященнейший епископ Людиновский Никита в сослужении архимандрита Доната (Петенкова) – благочинного Калуги, протоиерея Андрея Безбородова, протоиерея Алексея Пелевина – настоятеля храма, протоиерея Иоанна Паюл, духовенства г. Калуги. Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Комаров – руководитель епархиальной пресс-службы.
После Литургии был совершен праздничный молебен священномученику Кукше. Епископ Никита поздравил духовенство и молящихся со знаменательным для Калужской земли праздником, потому что, по словам архиерея, «этот святой сделал очень многое для того чтобы наши предки увидели свет Христова Учения. Ради распространения православной веры на нашей земле он не пожалел жизни, приняв мученическую кончину от язычников». Владыка также напомнил, что этим богослужением открывается чреда празднования 900-летнего юбилея преставления святого Кукши. До официальной даты празднования этого события в епархии пройдут различные мероприятия, призванные увековечить память святого и дать возможность все жителям Калужской земли узнать о его выдающейся роли в деле зарождения в наших краях православной веры.

Сщмч. Кукша Печерский - просветитель вятичейСвятой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века пришел он в землю вятичей — язычников для проповеди им Святого Евангелия. Вятичи — наши предки, это небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, наши предки ничем не отличались от дикарей. По свидетельству Святого преподобного Нестора Летописца: «...они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «...браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены». Так была жалка жизнь наших предков, пока они оставались во мраке язычества.
Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров — Киева, Новгорода и прочих городов — значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.
В Святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии Священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукша. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.
Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг Апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть Апостольского подвига и нежелание расставаться со Святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.
2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей. Ко дню этого торжества в Киев, кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и Владыка Феоктист, Епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.
Именно теперь святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Брянский край служил передовым постом проповеднической деятельности святого Кукши и опорой для дальнейших успехов веры Христовой в земле вятичей.
Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Таким образом, с достоверностью можно предположить, что первая Евангельская проповедь святого Кукши началась в пределах нынешнего города Брянска.
Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику Христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.
Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение Всемогущества Божия, как обильный дождь на их иссохшие поля.
Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.
Поэтому Святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.
Так о чудесах и подвигах святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует святой Симеон, епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, - говорит он, - и о сем Священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном».
Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114 года. Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: "Брат наш Кукша убит на рассвете!"
Современные исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области), — но, скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути проповедников и к тому же хорошо исследован археологами; обнаружены на Серенском городище и явные следы христианской проповеди — в частности, уже упомянутые выше нательные крестики, и в их числе крестик с выемчатой эмалью XI—XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение. Еще одним местом кончины преподобного называют Мценский район нынешней Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится так называемый «Страдальческий» колодец, который молва связывает с именем Кукши, находится в 15 километрах от города Мценска, Орловская область.
Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь священномученика Кукши и ученика его Никона. Что сделалось с мощами святого Никона остается неизвестным. А тело святого Кукши, по его завещанию, из Мценска было перенесено в город Брянск, а затем по реке Десне доставлено в Киев, где и доныне святые мощи его почивают в нетлении в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Православной церковью память святого Кукши празднуется 11 октября (27 сентября по старому стилю) (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер) и 9 сентября (27 августа по старому стилю).

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 60 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте