Вечером 28, 29 и 30 апреля 2024 года, в канун Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды Страстной Седмицы подходящего к завершению Великого Поста , в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги были совершены Уставные Великопостные Богослужения.
29, 30 апреля и 01 мая 2024 года, утром Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды соответственно, настоятелем храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков храма – иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова совершались Уставные Богослужения и Вечерни, переходящие в Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, епископа Римского.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма.
И за вечерней, и за утренней Службами в эти дни читались отрывки из Святого Евангелия, повествующие о последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа, содержащие Его Притчи и наставления своим ученикам и последователям.
На Сугубой ектение за Литургиями возносилась Молитва о Святой Руси.
В Великую Среду на Литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз в этом году была прочитана молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Тогда же завершилось и чтение кафизм ветхозаветной книги «Псалтыри» за Богослужениями на период до Антипасхи.
***
Преданность и предательство.
Когда же Иисус был в Вифании… Этими словами начинается один из самых ярких и противоречивых отрывков Евангелия от Матфея, рассказывающий нам о двух взаимосвязанных, но кардинально разных поступках. С одной стороны, бескорыстное
действие женщины, которая возлила миро на Христа, с другой — корыстный поступок Иуды, одного из двенадцати учеников, который за тридцать сребреников решил предать своего Учителя.
В Великую Среду, самую сердцевину Страстной седмицы, встречаемся лицом к лицу с двумя глубокими тайнами человеческого бытия, сердцевиной человеческой души: святостью бескорыстной жертвы ради другого и трагедией корыстного предательства. Эти две темы переплетаются в евангельском рассказе о визите Христа в дом Симона прокаженного, где женщина-мироносица и Иуда Искариот предстают перед нами как антиподы: лица духовного поиска и духовной потери.
Миропомазание в доме Симона прокаженного — это акт, который раскрывает перед нами глубину мистического единения человека с Божественным. Это и миропомазание как знак смерти и погребения, это и помазание на царство, которое Бог получает от рук человека, это и миропомазание — печать Духа, которую Богочеловек принимает от рук женщины-грешницы.
Когда миро касается тела Спасителя, оно свидетельствует о грядущем уничтожении и преображении, о смерти, которая станет вратами к воскресению. Женщина действует из глубины интуитивного понимания мессианской миссии Христа, ее дар — это проявление того, что богословы называют «пророческим видением»: видеть сквозь и за пределами непосредственного.
В контрасте с женщиной стоит Иуда. Его имя стало синонимом предательства. Иуда выбирает путь смерти, обращаясь к первосвященникам и спрашивая, что они дадут ему за предательство Христа. Тридцать сребреников — цена за жизнь Учителя, за жизнь Спасителя мира. Этот выбор подчеркивает драматическую разницу в понимании ценностей между Иудой и Марией. Там, где она видит возможность проявить любовь и благоговение, Иуда видит возможность личной выгоды.
Предательство Иуды, о котором так часто вспоминает Церковь в эти дни, — трагичная история, история духовного ослепления и отчаяния. Вряд ли он сделал это только из-за жажды денег, дело не просто в жадности. Иуда, возможно, видел в Иисусе Христе исключительно земного царя и освободителя, но не признавал Его как Спасителя, страдающего, принимающего на Себя грехи мира. Так, в Иуде разворачивается драма утраченной веры, которая обращается в акт предательства. Он выбирает самый ужасный путь возмездия — предать Того, Кто пришел служить, поняв, что Он пришел именно служить, а не для того, чтобы Ему служили.
Наши сердца, подобно алавастру с миром, могут быть совершенно разбиты в эти дни перед Богом — в знак полной самоотдачи и подчинения Его святой воле, в знак скорби о Его страданиях, которые вновь разворачиваются перед нами в эти дни. Но мы призваны Им не только сострадать Его страданиям. Мы призваны не просто избегать предательства, как Иуда, но активно искать способы проявления своей любви к Богу и ближним. Наши жизни должны стать миром, которое мы возливаем на ноги Христа, отражая нашу глубокую благодарность и преданность Ему.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 1 мая 2024 года. Великая Среда. Воскресенский собор, Тверь.
По материалам сайта www.tvereparhia.ru.