20 апреля 2024 года, в канун 5-й Седмицы Великого поста, которая посвящена житию преподобной Марии Египетской, воспоминанию её подвига, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное бдение.
21 апреля 2024 года в храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении диакона Олега Машанова. Пел хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
Согласно богослужебному уставу, за Евангельским чтением за Литургиями были зачитаны отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (гл.10, ст.32-45, в котором звучит предсказание Господа Иисуса Христа о Своих страданиях и смерти) и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.07, ст.36-50, где повествуется о женщине-грешнице, помазавшей Господу ноги миром во время его пребывания в доме Симона прокаженного).
На Сугубой ектение возносилась Молитва о Святой Руси.
По завершении позднего Богослужения настоятель отец Алексий произнёс проповедь.
Также, уже традиционно, по окончании и Ранней, и Поздней Службы совершались Молебные пения перед иконами святого великомученика и целителя Пантелеимона и святителя Николая Чудотворца и ковчегами с частицами их мощей, и заупокойные Панихиды.
***
21 апреля 2024. Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
Евангельское чтение: Мк 10, 32 - 45.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Христос шел с учениками в Иерусалим. По дороге Спаситель вновь напомнил им о той цели, с которой Он идет в этот город: "вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет". Для того в Рождестве Он и воспринял человеческое естество, чтобы умереть за нас и избавить нас от вечной смерти.
Однако апостолы не поняли Его слов. Иаков и Иоанн подошли и "сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано".
Христос идет на страдания, Творец мира вскоре умрет на Кресте за людей, а они уверены в том, что Он собирается воцариться в Израиле и во всем мире. Думают о том, как бы им получить больше славы в этом царстве. Остальные десять апостолов стали роптать. По мысли толкователей, и они не понимали какое Царство вскоре откроет людям Христос. Боялись, что бо́льшая слава теперь достанется ученикам, которые попросили о том Господа первыми.
Как сильно мы похожи на этих апостолов в проявлениях человеческой немощи. Что нам в первую очередь нужно от Бога? Создаем в своих мечтах некое "царство" - жизнь, которая вожделенна для нас - здоровье, всеобщее уважение, достаток, удача во всем, земное благополучие, и просим о том Бога. Когда что-то не складываемся скорбим, просим Господа нас избавить, даровать нам нашу мечту.
Думаем ли мы о следовании за Христом? О том, чтобы взять свой крест, отказаться от своей воли и предать себя в волю Любящего нас Бога? Ведь скорбные обстоятельства могут быть спасительным врачевством, исцеляющим нас от греховных страстей. И Господь отвечает нам самой жизнью. "Знаете ли вы, куда Я иду? Знаете ли что значит быть Моим учеником и следовать за Мной?"
Взявшего свой крест, последовавшего за Господом христианина, Бог преображает, вводит в Свое Царство. Законы этого Царства иные. С точки зрения земного благополучия важен почет, а там первый тот, кто больше служит другим; здесь важны стяжания, а там главные ценности - бескорыстие, духовные добродетели.
Пример отказа от царства земного, несения креста и преображения души явила в своем житии преподобная Мария Египетская, память которой мы сегодня совершаем. Она была великой грешницей, но покаялась. Совершила безрассудный с точки зрения земной мудрости поступок - не взяв почти ничего с собой, будучи призванной Богом, ушла в пустыню. Не всех нас Господь призвал к сугубым подвигам покаяния в пустыне, но каждому дал свой крест - неустройства, физические немощи, потери. Таким путем Он желает нас привести к Небесному Царству. Скорби наши помощники, ступени, ведущие туда. Принимаем ли мы волю Божию или ищем исполнения своей воли, желаем не Его, а своего "царства"?
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим такое наставление для всякого, кто желает, чтобы его жизненный путь был следованием за Господом:
"Пусть жребий твой весьма печален,
судьбу свою не проклинай
и под бичом невзгод суровых
на Бога только уповай.
Пусть болен ты душой и телом,
но смерть к себе не призывай,
молись Творцу и терпеливо
на исцеленье уповай.
Пусть беден ты, но будь доволен,
обогащенья не желай
и лишь трудись для пропитанья,
на помощь Бога уповай.
И пусть ты ближними обижен,
терпи обиды и прощай.
И вот весь смысл, вся мудрость жизни -
на Бога только уповай".
По материалам сайта www.pokrov-monastir.ru.