06 апреля 2024 года, в субботу, в день предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы и в день памяти святителя Артемия , епископа Солунского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги была совершена Божественная Литургия святителя Иоанна Златоустого, служение которой возглавил настоятель храма- протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужил иерей Олег Плешаков.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
На Сугубой ектение за Богослужением были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси, прошения и сугубая молитва о здравии болящих.
По завершении совершались молебное пение перед иконами и ковчежцами с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона и святителя Николая Мирликийского и Панихида за упокой всех усопших от века православных христиан.
***
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в субботу 3-й седмицы Великого поста,
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.
Храм Антония и Феодосия Печерских,
п. Печерск, 6 апреля 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Евангелист Марк во 2 главе возвещает нам, как Христос призывает Своего ученика к апостольскому служению, заходит к нему в дом (см. Мк. 2, 14-17). Поскольку апостолы – это простые, как мы говорим, люди из народа, то и те люди, которые сопровождали учеников, были такими же простыми людьми, кого мы называем народом. И фарисеи, как мы слышали с вами, возмущались тому, что Господь находился на трапезе и общался с самыми простыми людьми. Ведь Тот, как полагали
фарисеи и книжники, Кто называет Себя Учителем, не должен вести такой же образ жизни, как ведёт простой народ.
Но праведный Иоанн Кронштадтский считает по-другому, толкуя это место Святого Евангелия. Он говорит: «Так и мы, удостоенные быть пастырями стада Христова, должны есть и пить со всеми и не оскорблять своих пасомых отказом участвовать в их трапезе. С овцами по-овечьи и жить надобно, то есть не чуждаться приличий и обычаев, принятых между пасомыми» (Прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том II. 1857-1858). Для чего это нужно далее поясняет праведный Иоанн Кронштадтский: «Нужно, по апостолу, всем быть вся, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9,22)». Это очень важное замечание, касающееся нас, пастырей Церкви Божией. И каждый, кто является таковым по благословению Божию, должен ясно осознавать, что его пастырская деятельность должна быть непременным образом связана с интересами, чаянием, бедами народа. Так что и мы, являясь священнослужителями на Приходах наших, не просто должны по именам знать прихожан, но и знать дни рождения, какие-то важные события их жизни. И вместе, одной большой семьёй, коей является Приход, отмечать эти важные события в приходской жизни. Мы должны быть теми, кто подлинно является стадом Христовым, детьми Божиими. Это значит, что народ Божий должен видеть в своём пастыре того духовного отца, который направляет это словесное стадо, свою паству, Приход в Царствие Божие.
Причём обратите внимание, опытный пастух никогда не идёт впереди стада, а всегда погоняет стадо, указывая на тот путь, которым нужно идти, замыкая колонну. Так и в Церкви Божией никогда священник не выставляет себя первым напоказ, то он всегда является основанием, тем, кто служит своей пастве, тем, кто определяет то направление, по которому она идёт. А направление главное – это Господь наш Иисус Христос, Он главная цель пастырской деятельности для самого пастыря и для народа Божиего. Поэтому важно, когда пастырь всё время возвещает слово Божие, когда он говорит не от себя, не от своей мысли, своемудрия, иногда бывающего суетным, а всё время цитирует слово Божие, указывая народу Божию на то, что должно быть в жизни всякого человека ориентиром. Поэтому Христос Пастыреначальник должен занимать главное место в жизни всякого прихожанина и всякого пастыря Божиего.
Это очень непростая задача, ведь так бывает, что пастух всё время заботится о том, чтобы никакая из овец не уклонилась из стада в сторону и не покинула его, чтобы никакие волки не расхитили стадо. Поэтому задача пастыря всегда бодрствовать. Это бодрствование есть ничто иное, как всегдашняя молитва за свою паству, всегдашнее перечисление имён, забота, коленопреклонение, дерзновенная молитва к Богу за каждого пасомого – вот что такое забота настоящего духовного пастуха. Ну а для того, чтобы в нашей с вами духовной жизни, на наших Приходах были подобные пастыри, мы их должны с вами воспитывать с самого раннего возраста, приводя в самом раннем детстве в храм Божий этих молодых людей для того, чтобы они навыкали к жизни церковной, для того, чтобы для них Церковь Божия была подлинным домом, из которого никогда им бы не хотелось уходить, который бы был местом, куда эти молодые люди приносили свои печали, горести, неудачи, где бы они получали от Бога действенную помощь. И вот тогда из такой духовной среды народной воздвигались бы пастыри, подобно тому, как из такой народной благочестивой среды вышел святитель Николай Угодник, который наряду с тем, что был великим святителем, был многодетным отцом. И для того, чтобы содержать семью, поскольку даже не от паствы он кормился, а наоборот, отдавал пастве всё, то он занимался и тем, что пас овец, чтобы зарабатывать средства на существование и поддерживать своих пасомых.
Поэтому пастырская деятельность многотрудна и для того, чтобы она была благоуспешна и действенна по отношению к пасомым, необходимо, чтобы паства во всём поддерживала своего пастыря, ежедневно возносила свои сердечные домашние и церковные молитвы за своего священника. Необходимо, чтобы паства заботилась о священнике как о своём родном отце, не просто поддерживала, но и контролировала, регулировала деятельность своего пастыря, где-то уберегая от неправильного действия, от неправильной мысли и от неправильного благословения, которое иногда исходит не от Бога, а от нас самих, от человека. Поэтому паства во всём не просто помогает, а заботясь, ещё и способствует тому, чтобы сам священник шёл правильным путём. Так что братский совет, деликатное обращение к своему священнику и деятельная помощь – всё это в совокупности являет жизнь всякого Прихода. А всякий Приход есть фундамент жизни целой поместной Церкви.
Поэтому, дорогие братья, перед каждым из нас, пастырей и народом Божиим высокая задача проявлять деятельную любовь к Богу, к ближним, к той духовной семье, коей является Приход. Святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские, которые стали основателями не просто великой Лавры, но и пастырями для многих людей, избравших благодаря их подвигу монашеский образ жизни. Благодаря этим великим угодникам Божиим но и, многие люди, народ Божий, живший в то время на Святой Руси, получали деятельное благословение. И до сегодняшнего дня мы с вами молитвенно обращаясь и подражая этим великим наставникам и угодникам Божиим, следуем, благодаря их наставлениям и тем ориентирам, которые они дали, в Царство Небесное. Так будем же следовать за Самим Христом, будем следовать за своими добрыми пастырями, будем помогать тем пастырям, которые живут в наше время сейчас для того, чтобы всем нам единой семьёй спастись и достичь Царствия Небесного.
Поэтому тот призыв, который Господь обращает к каждому из нас, его должны слышать все мы – пастыри и народ Божий: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
Аминь.
По материалам сайта www.smoleparh.ru.