30 марта 2024 года, в канун 2-й Недели Великого Поста, в которую Церковь вспоминает святителя Григория Паламу и его учение, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное бдение.
31 марта 2024 года, воскресным утром, в храме совершалось служение двух Литургий святителя Василия Великого.
Раннее Богослужение, Молебен и Панихиду по её завершении совершил иерей Максим Картуесов. Пел хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
За Евангельским чтением, в соответствии с богослужебными указаниями на день, провозглашались отрывки из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (гл.02, ст.01-12, в котором приводится случай исцеления расслабленного) и из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.10, ст.09-16 (читаемый в дни памяти святых, канонизированых в лике святителей, содержащий окончание притчи о добром пастыре)).
На Сугубых ектениях за Богослужениями возносились Молитва о Святой Руси и сугубая Молитва о здравии недужных/болящих.
По окончании поздней Службы также совершались Молебное пение перед иконами и ковчегами с частицами мощей святых великомученика и целителя Пантелеимона и святителя Николая Чудотворца и заупокойная Панихида.
***
Воскресная проповедь 31.03.24. Неделя свт. Григория Паламы.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Во вторую неделю Великого поста Церковь молится святителю Григорию
Паламе. Этот человек жил в конце XIII — начале XIV века и прославился тем, что он на опыте своей жизни познал Бога, а в частности Его нетварные энергии. Путь к этому был, конечно, длинный и трудный.
Родился он в Малой Азии, у него было много сестер и братьев, и так сложилось, что он с детства был очень хорошо образован всем на то время наукам земным. В 20 лет он понял всю суету всех этих наук. Он захотел себя посвятить Богу, т.е. отречься от мира, принять монашество, и что здесь самое такое необычное: он смог убедить свою мать, братьев и сестер сделать то же самое. Отец у него уже к этому времени скончался, и вот вся его семья приняла монашеский постриг.
Он проходил искус духовной жизни на святой горе Афон. Много он понёс подвигов для того, чтобы умертвить в себе ветхого человека, т.е. эгоизм, гордость, тщеславие — это всё он с Божией помощью в себе преодолел, умертвил и воскрес для жизни вечной.
Он жил в те времена, когда на Афоне процветал исихазм — это особое направление жизни монахов, когда они занимаются Иисусовой молитвой, и практически все домашние и келейные правила, кроме церковных, они заменяли Иисусовой молитвой, и сейчас такие подвижники есть. Через это созерцание Бога они сподоблялись причастия Божественных энергий, т.е. благодати Божией. И вот тот свет, который видели ученики Христовы на горе Фавор, свет Божества, сподоблялись видеть и многие исихасты.
А прославился Григорий тем, что он победил в одном церковной споре. Из Италии приехал в Византию монах Варлаам, и вот он тоже съездил на Афон, посмотрел, как монахи занимаются Иисусовой молитвой, и стал это всё осмеивать и критиковать. Он сказал, что в своей сущности Бога познать нельзя. И это истина, что в сущности Бога познать нельзя, но афонские монахи и Григорий Палама говорили, что Бога можно познать через Его благодать, через Его Божественные энергии. А монах Варлаам говорил, что эти энергии, и в частности вот этот Фаворский свет, которым просиял Христос, он считал сотворённым Богом, что это не сияние Божие, а Бог это так сотворил для нас.
Это была ересь, и на Соборе был спор, в котором Григорий Палама победил этого заносчивого и высокомудрого монаха. А почему? Потому что, в отличие от него, Григорий это познал опытно, а Варлаам был книжником, т.е. книг много читал, и знал только чисто теоретически. А Григорий опытно. Церковь подтвердила, что Григорий Палама говорит истину, что Бог, непознаваемый в Своей сущности, познаётся через Свои Божественные энергии, которые Он направляет к тем, кто ищет Бога и кто стремится к Нему. А мы это называем Божией благодатью, вот эти нетварные Божественные энергии.
Почему этого святого Церковь особо вспоминает Великим постом? А потому что быть причастников этих Божественных энергий без подвига поста и молитвы человек обычно сподобиться не может, это возможно только когда человек умерщвляет в себе все ветхие проявления: похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую. Без подвига этого достичь невозможно. А постом мы должны стараться жить как монахи в общем-то. Это и подразумевает Великий пост, чтобы быть причастником Божественной благодати, Его нетварных энергий, которые человека делают похожим на Своего Творца Бога и очищают нас от всякой скверны плоти и духа — то, чего мы своими человеческими силами сделать не можем. И это всё благодаря крестной смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Дай Бог, чтобы через подвиг поста и молитвы мы тоже в какой-то мере были причастниками Божественной благодати. Аминь.
Протоиерей Андрей Поляков.
По материалам сайта www.serafim-penza.cerkov.ru.