Prev Next

Утром 18, 19 и 21 марта 2024 года, в понедельник, вторник и четверг 1-й Седмицы Великого Поста, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова совершались утренние уставные богослужения, состоявшие из Утрени, чинопоследования 1,3,6 и 9 Часов, Изобразительных и Вечерни.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
По окончании Вечерни совершалась заупокойная лития по всем от века усопшим православным христианам.
***
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре.
Всечестной отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя.
Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих.
Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и

самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен.
Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу.
Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека.
Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу.
Поэтому время Святой Четыредесятницы — время борьбы с самим собой. Мы погружаем себя в особую атмосферу, благоприятную для свершения духовных подвигов. Когда сельский уклад жизни определял ритм жизни и поведение большинства людей, то само совпадение Великого поста с поздней зимой или ранней весной предполагало, что у крестьян не было особых попечений. Было еще рано начинать подготовку к посеву, заниматься в деревне было особо нечем. И именно поэтому наши благочестивые предки, жившие в соответствии с этим ритмом сельской жизни, погружались в стихию поста через посещение богослужений, через молитву, мало чем отличаясь от монашествующих. Именно в это время заполнялись наши монастыри огромным количеством паломников.
Сегодня жизнь людей чрезвычайно изменилась. Ритм жизни, включая рабочий ритм, в дни Великого поста ничем не отличается от обычных дней. И невероятно тяжело человеку, находясь в этой каждодневной круговерти, погружаясь в решение огромного количества вопросов и проблем, никак не связанных с духовной жизнью, сосредоточиться. Вот почему мы призываем наших верующих, членов нашей Церкви, которые поневоле живут такой жизнью, неся определенные обязанности и не имея возможности уединиться для молитвы на время Великого поста, как можно чаще стараться посещать Божий храм. Потому что здесь, в храме Божием, присутствует благодать, молитва. И если у тебя самого не хватает сил молиться, то ведь кто-то рядом с тобой молится. И благодать Божия, ниспосылаемая тому скрытому от взора твоего молитвеннику, и к тебе прикасается по его подвигу.
Вот почему, приходя в храм, даже невоцерковленный человек чувствует что-то особенное. Он понимает, что здесь пребывает иная реальность, без которой невозможно ни контролировать, ни познавать, ни воспитывать самого себя. Поэтому посещение богослужений в Великий пост — это единственная возможность в меру сил и возможности прикоснуться к богатому духовному опыту Церкви, прикоснуться к Божией благодати.
Особое значение имеют наши монастыри, где собраны монашеские общины. На вас, дорогие братья монашествующие, возлагается в эти дни особая ответственность за молитву.
Молитесь о себе, испытывайте свою совесть, контролируйте свои мысли, но одновременно молитесь и о мире, о тех людях, которые вне монастырской ограды, которые не имеют возможности так провести дни Великого поста, как можете проводить вы.
Молитесь об Отечестве нашем, о всем мире, чтобы Господь пресек распространение зла в сем мире, вывел людей из-под страшного притяжения множества искушений и соблазнов и открыл пред ними великую перспективу вечной жизни.
Эта молитва монахов о всем мире, даже безымянная молитва, имеет очень большое значение. Будьте особо внимательны к тем, кто будет приходить к вам на исповедь. Помогайте им найти путь к Богу, если этот путь еще не найден, укрепиться на этом пути, если человек встал на него. Будьте милостивы и любвеобильны, соединяйте здравое слово учения со снисхождением к людям.
Помогите многим в течение Великого поста увидеть любящий лик Церкви, потому что иного лика у Церкви быть не может, потому что в этом лике отображается любящий Лик Самого Спасителя.
Пусть всех нас Господь укрепит достойно проходить поприще Святой Четыредесятницы — каждого на месте своего послушания. Аминь.
По материалам сайта проповеди.рф.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 57 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте