09 марта 2024 года, в субботу вечером, в канун недели о Страшном суде и в канун дня памяти святителя Порфирия, архиепископа Газского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы было совершено Всенощное бдение.
В сам воскресный день,10 марта 2024 года, в храме совершилось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. Пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
Согласно богослужебным указаниям на сегодняшний день, на Апостольском чтении был зачитан отрывок из «Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла» ( гл.08, ст.08-13, Глава 09, ст.01-02), содержащий размышления апостола о том, каким мы служим примером и как наше поведение влияет на других, а за Евангельским чтениям вниманию верующих был предложен отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.25, ст.31-46), в котором звучит завершающая часть поучения Иисуса Христа о кончине мира, где Спаситель рисует картину Страшного суда, основное место в которой занимает Он Сам.
На Сугубой ектение были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси.
По окончании богослужений, как всегда совершались праздничные молебные пения о здравии и заупокойные Панихиды.
***
Проповедь в Неделю о Страшном Суде.
Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Богослужение третьей подготовительной
Недели перед Великим постом раскрывает перед нами событие, которого не было еще в истории человечества, но будет. Сегодня богослужение посвящается будущему дню Пришествия Сына Божия, Который придет «со славою судити живым и мертвым», когда «возгласят трубы, и опустеют гробницы, и воскреснет все естество человеческое трепещущее: доброе соделавшие в восторге радуются, ожидая получения награды; согрешившие же трепещут, страшно рыдая, в муку посылаемые и от избранных отделяемые».
Когда человек знает, что ожидает его впереди, он готовится к этому, и это событие не будет для него неожиданным. Так, сегодня Церковь показывает нам, чем закончится наша жизнь, что случится в конце времен, а значит надо жить так, чтобы мы были готовы к этому. И Церковь не только предупреждает нас, но и учит, что надо делать, и помогает реализовать в жизни это учение, помогает подготовиться к тому Страшному и последнему Суду Великим постом.
Наступит день, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь…» (Мф. 25: 31-34).
Что же и как скажет тогда Царь?
Мы слышали сейчас этот евангельский текст (см.: Мф. 25: 34-45), читали его дома, и знаем, что Господь будет говорить с каждым из нас уже не иносказательно, не притчами. Тогда будет другой разговор, совершенно конкретный, очень предметный, потому что все люди «от конца и до конца земли» предстанут перед Судией не для того, чтобы учиться жизни, не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, но лицом к лицу» (см.: 1 Кор. 13: 12), чтобы дать отчет о жизни. Тогда надо будет показать, чему научился и как применил эту христианскую науку в жизни. В этой жизни мы учимся исполнять самую главную заповедь – заповедь о любви к Богу, ближнему и к себе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Исполнение этой заповеди, как говорит Сам Спаситель, необходимо, «чтобы наследовать жизнь вечную» (Лк. 10: 25).
У Престола Божественного Судии наша совесть в полный голос скажет нам, соответствовала ли наша земная жизнь этой евангельской заповеди о любви. И для кого-то этот голос собственной совести станет страшным обличением, страшным свидетельством неправильности земной жизни, но ничего уже нельзя будет исправить. Тогда совесть, которая есть голос Божий в человеке, данный человеку при творении, проснется по воле Божией и осудит нерадивых – «и пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46).
Чтобы не случилось это непоправимое, у нас еще есть благодатное время научиться слышать свою совесть сейчас.
Господь при сотворении человека вложил в него Свой голос – совесть, чтобы человек всегда, прежде чем что-то сказать или сделать, внимательно слушал ее. В этом – гарантия того, что человек всегда в своей жизни будет говорить правильно и поступать богоугодно. Но говорить правильно и поступать богоугодно для человека, поврежденного грехом, не всегда приятно и не всегда легко. Гораздо проще и легче, отодвинув в сторону заповедь о любви, которая всегда требует жертвы со стороны человека, говорить, что вздумается, и делать, что заблагорассудится, не боясь Бога и не стыдясь людей. При этом совесть не молчит, но человек отворачивается от нее, заглушает ее голос, и так со временем в этом преуспевает, что совершенно перестает слышать свою совесть. Но совесть-то при этом никуда не делась, но спит, и спит до времени, до великого Судного дня, когда заговорит в полную силу. И это будет страшно! И весь ужас ситуации будет заключаться в том, что тогда человек увидит, что жить по евангельским заповедям, быть благочестивым, милосердным христианином было так легко и просто, но человек избрал другое, противное Евангелию, и ничего изменить уже будет нельзя.
Тогда мы ясно увидим, что дело было не в обстоятельствах, не в «так сложившейся ситуации», не в духе времени, а в нашем выборе. Страшно будет увидеть, что мы сделали выбор не в пользу добра и любви, не в пользу Бога. Дело не во внешних обстоятельствах, а в нашем свободном выборе.
Ежедневно мы делаем выбор между добрым и злым. Это и определяет всю нашу жизнь на земле и участь в вечности. Если мы делаем выбор в пользу добра, света, любви, то наша жизнь станет праведной, и на Страшном Суде мы возрадуемся с праведниками. А сделанный однажды выбор в пользу даже маленькой неправды может превратить нашу жизнь в сплошную ложь, а отец лжи, как известно, – диавол (см.: Ин. 8: 44).
Время Великого поста и дается нам, чтобы через сугубые молитвы и покаяние мы научились слышать свою совесть, которая, как сказал святитель Григорий Богослов, есть «домашнее и неложное судилище». Великий пост – это дарованный нам шанс удалиться от суеты и шума этого мира и в тишине молитвы начать слушать голос своей совести. Совесть научит нас всегда делать правильный выбор, и жизнь наша на земле будет правильной, а в последний день мы услышим глас Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34). Аминь.
По материалам сайта www.tompds.ru.