Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые инокини и инокини, дорогие братья и сёстры!
Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф.4,3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви - Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми.
Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаём удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряжённом ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт.49,10): Царя праведного и спасающего(Зах.9,9), на имя Которого будут уповать народы (Ис.42,4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времён, Младенец родился нам (Ис.9,6), дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3,16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф.3,19), послала в мир не ходатая, не ангела, не сильного и могущественного правителя, как думали люди,- Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла.
Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель – Царь царей и Владыка Вселенной - явился миру не под
торжественные звуки трубного гласа (Пс.150,3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк.2,15).
В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет «в пределах унижения показать образ добродетели», - размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая не ищет своего (1 Кор.13,4-5), не выставляет себя напоказ и не требует почёта и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби.« Именно поэтому, - продолжает вселенский учитель Церкви, - Господь принимает моё тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, даёт мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни» (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни- Самого Господа, из Которого всё, им и к Нему (Рим.11,36).
Любовь - настоящая причина и движущая сила Божественных поступков. Он привёл в бытие мир и сотворил человека, щедро наделив его дарами. По любви пришёл спасти его, когда тот отпал от общения со своим Творцом. По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы им мы любили друг друга (Ин.14,34). Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого прежде всего необходимо открыть и отдать своё сердце Богу. Только Он может изменить и расширить его, чтобы оно, ныне такое немощное и ограниченное, стало способным вместить в себя и ближних, и дальних, и благотворящих, и обидящих нас - всех тех, кого мы призваны любить по заповеди Христовой, подражая в совершенстве нашему Небесному Отцу (Мф.5,48).
Склоняясь в молитве перед Новорожденным Богомладенцем, подумаем, а какой же дар предложим Владыке Вселенной? Может ли быть вообще нечто достойное и соразмерное величию Превечного Творца? Да, есть такой ценный дар, которого более всего желает Господь: наше смиренное, любящее и милующее сердце. Будем же прославлять Воплотившегося Христа не только прекрасными песнопениями и поздравительными сообщениями, но прежде всего - добрыми делами. Поделимся светлой рождественской радостью с нуждающимися, согреем нашей заботой ближних, посетим больных и обременённых скорбями. Утешим и поддержим унывающих, покроем молитвой всех в смятении и печали сущих.
Великая спасительная сила любви исцеляет равнодушие и злобу, врачует ненависть и обиды. Она смягчает нравы ожесточённых и исправляет кривизны общественных отношений! Если будем поступать так, воистину исполним своё высокое христианское призвание, ибо этим излиянием любви, по слову преподобного Исаака Сирина, мы уподобляемся Богу (Слова подвижнические.48).
Тайна Боговоплощения - это тайна реального присутствия Бога в мире. Апостол и евангелист Иоанн, прозревая жизнь будущего века, свидетельствует о всецелом пребывании Господа с людьми: «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их» (Откр.21,3). Однако эта неизреченная тайна Божественного присутствия начинает осуществляться уже здесь, на земле, ибо с Рождеством Спасителя исполнилось время и приблизилось Царствие Небесное (Мк.1,15). Мы зримо входим в эту реальность, образуя Единую Святую Церковь Христову, чрез Которую все мы, мои дорогие, являемся посланниками и представителями сего Высшего Царствия любви. Это удивительное и глубокое переживание « с нами Бог» составляет сущность таинственной, сокровенной жизни Церкви.
Будем помнить о том, что, если Сам Вседержитель- Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр.22,13)- заключил в Свои объятия человеческую историю и обещал пребыть с нами во все дни до скончания века (Мф.28,20), то нам нечего страшиться и бояться тревожных обстоятельств нынешнего времени. Откликаясь на великую любовь Спасителя, научимся полностью вверять себя Господу и уповать на Его благой Промысл, дабы и до Второго славного пришествия Христова даже до последних земли (Ис.8,9) с дерзновением и радостью свидетельствовать, яко с нами Бог!
КИРИЛЛ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.
Рождество Христово 2023/2024 г.
Москва.