23 декабря 2023 года, в канун Недели 29-й по Пятидесятнице, в которую чтится память святых праотец- святых церкви Ветхозаветной, и в канун дня памяти святого преподобного Даниила Столпника, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное бдение.
24 декабря 2023 года, в сам праздничный день, в храм совершалось два Богослужения.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. Пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
Согласно богослужебным указаниям, на Апостольском чтении за Литургиями читался отрывок из «Послания к Колоссянам святого апостола Павла» (гл.03, ст.04-11),а, за Евангельским чтением, был провозглашен отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.14, ст.16-24), в котором содержится притча Господа Иисуса Христа о званых на пир.
На Сугубой ектение за Богослужениями были вознесены прошения и молитва о Святой Руси.
По окончании как Ранней, так и Поздней Божественной Литургии совершались Молебные пения перед Святынями Козельской епархии - ковчегом с частицей Пояса Пресвятой Богородицы и иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих» (Людиновская).
***
Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. О званых и избранных.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю всех вас, братья и сестры, с воскресным днем, с Неделей 29-й по Пятидесятнице.
Сегодня мы
вспоминаем всех праотцев, то есть всех святых ветхозаветной Церкви. Они ожидали обетованного Мессию, Господа нашего Иисуса Христа и, соответственно, проводили свою жизнь свято, достойно неся свои жизненные кресты.
В Евангельском чтении мы слышали сегодня о том, как Господь наш Иисус Христос рассказал своим ученикам притчу о званых на брачный пир.
Апостол и евангелист Лука в сегодняшнем Евангелии говорит о человеке, который огласил приглашение на брачный пир. Это было сделано заранее, а когда все уже было приготовлено к пиру, господин еще раз сказал слуге, чтобы он позвал людей на этот пир. Но, как мы с вами слышали, «начали все, как бы сговорившись, извиняться» (Лк, 14, 18) и отказываться от приглашения.
На церковно-славянском языке это звучит так: «и начаша вкупе отрицатися вси». То есть этот отказ звучит, как отречение. Званые люди отреклись от приглашения, сославшись на различные обстоятельства своей жизни.
Первый сказал, что он купил землю и должен посмотреть, пригодна ли она, хороша ли она. То есть он все внимание своей земной жизни уделял материальному приобретению, материальным благам и суете мирской.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), толкуя эту притчу, говорит о том, что и мы в нашей повседневной жизни часто не откликаемся на призыв Божий и, подобно этим людям, тоже на что-то ссылаемся, чтобы только меньше внимания уделять своей душе и духовной стороне своей жизни.
Второй человек тоже отрекся, сославшись на то, что он купил пять пар волов и должен испытать, пригодны ли они для работы. Под этими пятью парами волов святой праведный Иоанн Кронштадтский подразумевает наши пять чувств: зрение, осязание, обоняние, слух и вкус. Этими чувствами мы работаем всему земному, стараясь угодить этим чувствам, хотим вкуснее покушать, лучше одеться и испытать телесный комфорт.
По слову праведного Иоанна Кронштадтского мы, будучи водимыми этими пятью чувствами, уделяем им очень много времени.
Далее мы слышали, что третий женился и сказал, что должен проводить время в семейных утехах и радостях. Он создал семью и не хотел уделять внимания своей духовной жизни.
Когда же слуга вернулся и возвестил господину о том, как повели себя люди, званые на вечерю, господин разгневался и сказал, чтобы раб пошел и пригласил всех, кого встретит в этом городе. «И сказал раб: господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14, 22-23). Так этот раб и поступил.
Господь заканчивает эту притчу фразой: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24).
Мы понимаем, что эти слова были обращены не только к иудейскому обществу. Ведь слово Спасителя, каждое Его слово, которое записано в Евангелии, непреложно. Оно имеет всеобщий характер и относится ко всем христианам, жившим до нас, живущим сегодня, и к тем, кто будет жить после нас.
Людям, приглашенным на брачный пир, была дана возможность встречи с Богом. Им были даны и ветхозаветные пророчества, и власть учить Закону Божиему, но они отреклись от этого приглашения и не пошли за Христом, не пошли на Его брачный пир, то есть в Царство Небесное. Каждый из них ссылался на какие-то свои жизненные обстоятельства.
Приглашенные с распутий и перекрестков дорог уверовали во Христа и приняли проповедь Христову. Это все те люди, которые были другой веры, но которые приняли христианство и уверовали во Спасителя.
Мы знаем из истории нашей Церкви, что за три века наша земля была оглашена Евангельской проповедью, и всем стало известно имя Христа. Так, множество людей, наполнивших эту вечерю, это те люди, которые наполнили Церковь Христову. Наполнили и стали уже избранными.
Заключительная фраза этой притчи «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24) имеет для нас назидательный характер. Мы видим, что и в нашей жизни случаются такие ситуации, когда Господь нас зовет к Себе.
Так, Он зовет нас с детских пелен, когда мы крестимся и облачаемся в новую одежду, когда нам дается ангел-хранитель и благодать в Таинстве миропомазания для нашего спасения. Открывается дверь в Церковь Христову. Но зайдем мы в эту дверь или нет, зависит от нас, от того, какие мы будем делать в дальнейшем дела, как мы будем жить. И чтобы нам из категории «званых» перейти в категорию «избранных», нужно своими делами доказать это.
Поэтому будем всегда помнить эту Евангельскую притчу и ежедневно уделять время нашей душе, стараясь отлагать наши суетные дела. В чем да поможет нам Господь Иисус Христос…Аминь.
Иерей Александр Макаров.
По материалам сайта www.spas-monastery.ru.