03 декабря 2023 года, в канун празднования Введения во храма Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Олега Плешакова, иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
В ходе Богослужения на Великой Вечерне были зачитаны Богородичные паремии - отрывки из ветхозаветных книг, содержащие предсказания о Богородице; на Полиелее, за Утреней, отец Алексий совершил каждение храма, в завершении которого был прочитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки. По окончании чтения, богомольцы подходили поклониться иконе праздника Введения во храм, под помазание освященным елеем. Также раздавался освященный за Литией хлеб.
После Всенощной также совершалось первое начавшимся Рождественским постом Таинство Соборования.
Утром, 04 декабря 2023 года, в храме было совершено служение двух Божественных Литургий.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Пел хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин. Пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились Молитва о недужных/болящих и Молитва о Святой Руси.
По окончании каждого Богослужения совершалось праздничное Молебное пение перед иконой
Введения во храм .
***
Конец старой эпохи.
Проповедь в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Храм, всегда вызывал и продолжает вызывать у людей смешанные чувства, вне зависимости от их религиозного мировоззрения. Но это только чувственный момент, а ведь важно понять и то, почему вообще возникло храмостроительство? Зачем, когда его создали и для каких целей?
Строительство храмов зародилось не изначально, ведь ветхозаветный человек, изгнанный со своей родины – Рая, не сразу утерял связь с Богом. Это происходило постепенно. Но одно в жизни первых людей точно поменялось, чтобы призвать Бога, раньше им достаточно было позвать Его по имени, и Бог являлся им «ходящим в раю во время прохлады дня» (Быт. 3, 8), но после грехопадения, они уже должны были принести жертву, чтобы Бог явился на их зов: «И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт. 4, 4).
Жертва приносилась на сложенных столбиком камнях, так сказать, на некотором возвышении от земли, чтобы не осквернить даров, проклятой за человека, землей. Кстати, это еще объяснение тому, почему мы не едим с земли, а обязательно стелим скатерть, или ставим стол. В жертву приносились самые чистые животные, молодые, едва нагулявшие жир. Сжигали не всего животного, а только лишь некоторые его части: особые куски мяса (армяне до сих пор знают какое мясо лучшее для жарки) и особо собранный у надпочечников жир, который при растапливании давал хороший жар и дым, и как стрела уходил в небо. Всё равно, что сигнальная ракета, говорящая о произошедшем бедствии с людьми.
Бог обонял жертвоприношение и являлся на зов к людям. Но иногда люди творили зло, как, к примеру, Каин, убивший своего брата Авеля, и тогда от земли исходили совсем другие запахи: «И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10). Бог не дал этому поколению людей построить храм, как, впрочем, не дал сделать этого и поколению спасшегося Ноя
Первым большим каменным строением человечества стал храм не в честь Бога, а в честь величия и гордости самого человека – Вавилонская башня. И, только по прохождении многих испытаний: египетского плена, страшных потрясений и основания царской династии, Бог благословляет Соломону построить вместо походной скинии настоящий храм.
Храм был построен из камня по образу Скинии, проект которой был утверждён Богом. Смысл ветхозаветного храма был заключён в том, что он своим навершием (двускатной крышей) указывал на небо, призывая следить за тем, что происходит наверху, как бы приуготовляя всех к появлению особой звезды и рождению Спасителя.
Некоторое время люди помнили истинное предназначение храма, но спустя годы, лень и безразличие сделали свое дело, и храм превратился лишь в доходное и развлекательное место, где можно было встретиться и решить исключительно свои, личные проблемы, но никак не общечеловеческие и мировые. Бог, смиряя себя, продолжал навещать этот вертеп, в надежде встретить чистую душу.
И вот это случилось. Ветхозаветный храм наконец принял в свое лоно ту, которой суждено была стать Матерью Самого Бога. Исполнив свое главное предназначение, ветхозаветный храм уходит на второй план, он больше не нужен, ведь его место занято главным героем Нового Завета – Иисусом Христом.
Здесь можно провести аналогию ветхозаветного храма со страдающей бесплодием женщиной, которая всю свою жизнь отдала на то, чтобы для неё случилось пусть даже и на мгновение личное чудо, и она стала матерью. Чудо случилось, храм выполнил своё предназначение, он разродился Девой Марией, и больше не нужен. «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2 – 3).
Всё, конец старой эпохи. Вместо походной островерхой скинии рождается новый храм – человекообразный. Посмотрите на любой из христианских храмов и убедитесь в этом. Глава – купол, барабан – шея, крыша – плечи, столбы – руки и ноги, основание – туловище. Недаром, есть выражение, что храм – воплощенная Библия в камне. Теперь мы знаем, что пришедший с неба Господь смог стать одним из нас, значит, и мы тоже можем последовать Его примеру и стать богами, как призывал нас Бог: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81, 6). Только для этого необходим особый молитвенный настрой, который не так легко создать в суете домашней или рабочей обстановки, вот для чего и нужен храм. Ведь его основная функция настройка человека на беседу с Богом.
Будем же помнить о том, что верующим и знающим человеком можно стать, только постоянно практикуясь в молитвенном делании. И чем раньше мы начнем это делать, тем больше опыта приобретем. Ведь если мы хотим, чтобы наш ребенок достиг каких-то вершин в спорте или в учебе, мы с раннего детства отдаем его в соответствующие учреждения, так почему же забываем о храме? Ведь это тоже наука и тоже делание, только не физическое, а духовное. Пусть нынешний праздник вхождения в храм Божией Матери будет для нас примером воспитания детей. С праздником!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории.
По материалам сайта www.ruskline.ru.