20 ноября 2023 года, вечером понедельника, в канун празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное бдение с литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
На Великой Вечерне были зачитаны паремии – отрывки из ветхозаветных книг: « Книги Иисуса Навина» (гл.5, ст.13-15, о моменте явления человека с обнаженным мечом Иисусу); «Книги Судей» (гл.6, ст.2,7, 11-24, где повествуется о призвании Гедеона, пятого по счёту судии Израильского) и «Книги пророка Исайи» (гл.14, ст.07-20, где говорится о плачевной участи вавилонского царя в аду, где он будет, и об облегчении всей земли, освобожденной от его владычества. Вся земля радостно вздохнет, избавившись от мучителя. Упоминание кедра здесь не случайно. Обычно все завоеватели рубили кедры ливанских гор, чтобы там не прятались жители, не готовили нападение на поработителей, и чтобы еще больше ограбить страну, так как кедры эти составляли ее богатство, гордость и украшение).
На Полиелее, за Утреней было пропето Величание Собору Архистратига Михаила:
«Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа».
По завершении Евангельского чтения отец-настоятель помазал прихожан освященным елеем, был роздан освященный за литией хлеб.
21 ноября 2023 года, в сам праздничный день, в храме протоиереем Алексием Пелевиным в
сослужении иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова была совершена Божественная Литургия.
На Сугубой ектение за Богослужением были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси, прошение и Молитва о здравии недужных/болящих.
По окончании Литургии перед возложенной на центральный аналой иконой Архистратига Михаила совершалось молебное пение, завершившееся чтением Молитвы и пением величания ему.
***
Слово митрополита Арсения в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
…Память святых Архангелов: Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – это древнее установление Церкви, которое, как известно, было еще до I Вселенского Собора, то есть в глубокой древности, когда нужно было утвердить именно православное почитание ангелов и всех Небесных Сил бесплотных, в противовес всем искажениям, которые могли быть и были в ересях раннего христианства. И первое, что говорит нам и это празднование, и само предание Церкви, это то, что они, как и мы, сотворены единым Творцом – Богом. Они не боги, а творения, бесплотные, духовные, высшие разумные существа, но которые в то же самое время названы в Писании служебными духами, которые посылаются в помощь «всем хотящим наследовать спасение» – как сказано в послании к Евреям (Евр. 1:14). Это значит, что, несмотря на их могущество, несмотря на их славу, несмотря на их великолепие, они призваны Богом служить этому миру и человеку, и, по всей видимости, так было с самого начала этого мира. И мы помним также еще другие слова, которые тоже цитировались сегодня во время чтения Апостольского послания. Апостол Павел цитирует Псалмы: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его…» (Пс. 8:5). «Малым, чем от ангел...» – то есть, ненамного умалил Господь человека в сравнении с ангелами. Но есть и другое понимание, возможный перевод: «ненамного» – в смысле «ненамного времени», «ненадолго».
В Средние века богословы задавались вопросом: что было бы, если бы Адам не согрешил? Как бы Господь спасал, и было бы спасение, было бы ли Воплощение? И некоторые богословы, особенно западные, говорили, что да, есть зависимость прямая между падением прародителей и воплощением Господа Иисуса Христа, и говорили в этом смысле даже о «счастливой вине» Адама, которая привела к воплощению Сына Божия. Но вообще-то православное предание и святоотеческая мысль говорит следующее: замысел Божий о человеке не изменился, он был таким с самого начала, и не просто Богоуподобление, а теснейшее единство с Богом, которое совершается или совершится для человеческой природы во Христе – оно тоже было задумано Богом при творении человека, а грех, как раз, или зло – не входили в эти планы. Даже если бы первые люди не согрешили, они все равно бы, может быть, более легким, может быть, более ровным путем возвысились к славе единства с Богом через Боговоплощение. Как это было бы – трудно сейчас говорить.
Мы говорим о том, что было, о том, что произошло, когда, грех прародительский привнес существенные обстоятельства, но не нарушил замысел Божий о нашем спасении, о нашем возвышении, о нашем теснейшем соединении с Богом. Да, потребовалось распятие, потребовалась смерть Сына Божия, но и потребовалось и преодоление смерти, и победа над нею, и победа над вратами адовыми для того, чтобы вознести человека, вознести человеческую природу – вначале в лице Господа Иисуса Христа, но это было совершено для каждого человека – для каждого из нас открыта дорога, вновь открыт рай Господень. И человек действительно в каком-то смысле превосходит даже Небесные чины в своем конечном, в последнем замысле Божием о человеке, в своей конечной славе, в своем конечном обожении, как говорят святые отцы. Потому что Бог стал не ангелом, не Серафимом и не Херувимом, а стал человеком ради нашего спасения. Именно человек становится тем, с кем теснейшим образом соединяется Господь.
Сегодня мы обращаемся к святым Небесным Силам бесплотным не только как к нашим старшим братьям, не только как к тем, кто служит нашему спасению или служили. Они продолжают и сейчас участвовать в нашем спасении. Они и сейчас продолжают быть орудиями промысла Божия. Нам подчас неведомо или в большей части это сокрыто от нас, но некоторые примеры того, как это происходит, нам раскрыты в Священном Писании: как ангелы являлись пророкам, праведникам, патриархам, апостолам и участвовали в священной истории.
Но то, о чем повествует Священное Писание – это не прошлое, а это вечное, настоящее, это то, что происходит и в нашей жизни, и в наши дни. И человек более, может быть, чуткий и духовный, который старается внимательно всматриваться в свою жизнь, в свое сердце, в обстоятельства жизни – он не может не замечать, что так или иначе наша жизнь складывается премудро, в соответствии с каким-то высшим замыслом, может быть неведомым нам. Для нас доходят какие-то отзвуки, может быть, этой симфонии величественной, которая нам раскроется во всей полноте уже в вечности. Но мы ее чувствуем уже и сейчас – эту заботу Божию, эту любовь Божию к каждому из нас. А служителями этой любви, её орудиями, её поспешниками являются Небесные Силы бесплотные, которых мы сегодня с вами прославляем. Но и более того: у нас и большая радость открывается во всей полноте нашей веры, потому что с нами не только ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, но еще и Тот, Кто назван в Писании «Великого Совета Ангелом», в пророчестве (Ис. 9:6). Это Христос – Сам Господь, явившийся в этот мир, ставший Человеком и не покинувший нас. На самом-то деле Он продолжает пребывать с нами, по слову своему неложному, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И не только Небесная Церковь, а Сам Господь с нами, Сам Господь поборает за нас, Сам Господь наставляет нас, любит нас и ведет нас ко спасению. Вот эти чувства, вот эти мысли приходят сегодня, в день празднования Собора Небесных Сил бесплотных. И пусть вся эта радость, все это вдохновенное знание дает нам силы, укрепляет нас в борьбе со злом, в борьбе с грехом прежде всего в самих себе. Когда нам кажется, что грех не преодолеть, что зло в сердце и вокруг нас только набирает обороты, будем помнить, кто такой Архистратиг воинства Господня, кого он низверг с Неба. А также и о том, что всегда и везде последнее слово будет за Богом, за Его правдой, за Его любовью, за жизнью. Аминь.
По материалам сайта www.ppmon.ru.