04 ноября 2023 года, вечером, в канун 22-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти апостола от 70-ти Иакова, брата Господня по плоти, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное бдение.
Утром, в воскресенье, 05 ноября 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднее Богослужение совершил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
В соответствии с Богослужебными указаниями, на Апостольском чтении был зачитан отрывок из « Послания к Галатам святого апостола Павла» (гл.06, ст.11-18), в котором предлагается ответ на вопрос «Где скрыт источник радости?», и, за Евангельским чтением, провозглашался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.16, ст.19-31), содержащий притчу Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре
На Сугубой ектение возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
По окончании и Ранней, и Поздней Литургией совершались Молебные пения и Панихиды.
***
Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем – Неделей 22-й по Пятидесятнице.
Сегодня мы с вами слышали притчу, которую Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам и, конечно же, вместе с ними всем христианам и нам с вами, так как мы являемся христианами. Это притча о богаче и
Лазаре. С одной стороны, она очень ясна и прозрачна, а с другой – очень таинственна, так как притча – это всегда иносказание, и Господь образами этой притчи хотел открыть нам тайны Царства Небесного.
Эту притчу нельзя понимать буквально. Начинается она с описания богатого человека, который жил в Палестине и носил самую дорогую на тот момент одежду – “порфиру и виссон” (Лк. 16, 19), которую носили в то время только весьма состоятельные люди. Кроме этого, он каждый день устраивал пиры и приглашал таких же богатых людей своего круга. Он ни в чем не нуждался и каждый день для него был праздником.
Возле дома богача лежал нищий бедняк, Лазарь. Он “лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его” (Лк. 16, 20–21). Но богач его даже не замечал, и ему даже не было дела до этого бедного человека. Даже, может, богач и осуждал Лазаря за то, что тот дошел до такого бедственного состояния, и не считал нужным обратить на него все внимание.
Первым умер Лазарь, и его душа была отнесена “на лоно Авраамово” (Лк. 16, 22), то есть его душа спаслась. Затем умер богач, и хоронили его так, как положено богатому человеку – со всеми почестями. Но душа его попала в ад. Когда богач увидел райские селения, Авраама и Лазаря, он начал просить Авраама, чтобы тот послал Лазаря, чтобы он омочил язык богача хотя бы каплей воды. Но Авраам ответил: “между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят” (Лк. 16, 26). Авраам также напомнил богачу о том, что тот уже получил в своей жизни все доброе, “а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь” (Лк. 16, 25).
Для нас эта притча весьма назидательна. Богач при жизни на земле не видел нищего и не хотел обратить на него свое внимание. Он даже не думал о том, что можно было накормить этого нищего, помочь ему в чем-то, вылечить его. Время ушло, час смертный пробил, и уже ничего нельзя было изменить. И сейчас богач просил, чтобы хотя бы капля воды коснулась его языка, так как он очень мучился, горя в пламени геенском.
Затем он начал просить Авраама, чтобы Лазарь явился его братьям, которые были еще живы, и сказал, чтобы они опомнились и по-другому тратили свои сокровища. Но Авраам сказал, что “у них есть Моисей и пророки” (Лк. 16, 29), и если они не слушают их, то даже если кто-то к ним придет из мертвых, они и его не послушают.
Мы видим, что богатство само по себе не спасает человека. Не спасает человека сама по себе и нищета. Можно и в одном, и в другом состоянии как спастись, так и погибнуть. Ведь Господь обращает внимание на то, что богач жил только ради себя и не жалел совершенно ничего для себя. Для тела имел самую богатую одежду, а для своего чрева устраивал пышные пиры и веселился на них. И каждый день для него был праздником.
Каждому Господь дает что-то свое, кому-то – больше, кому-то – меньше. Кому-то дано богатство, кому-то высокое положение в обществе. Но как мы относимся к этим дарованиям Божиим, это зависит только от нас. Мы должны четко знать, что все дано нам Богом, дано на прокат, а мы уже должны употребить все, данное нам, для спасения своей души. А если человек считает все, данное ему Богом, своим личным достижением и распоряжается им, следуя своим эгоистическим наклонностям, ни в чем не отказывая своему телу, своему чреву и т. д., это, конечно, служит для его погибели. Если же человек, которому дано мало, начинает роптать на Бога, завидовать и осуждать тех, которым Бог даровал больше, он тоже начинает погибать.
Из Ветхого Завета мы видим, что наши Патриархи были тоже очень состоятельными людьми, как например, Авраам. Но он понимал, что все его богатство ему дано Богом, и употреблял его для спасения своей души, стараясь замечать всех людей, с которыми встречался. Он ущемлял себя, нося скромную одежду и питаясь скромной пищей, а то, что имел, старался употреблять правильно, думая о спасении своей души и приобретая духовные богатства. Так он свое материальное состояние менял на духовные блага. И не зря Авраам присутствует в этой притче.
Слушая эту притчу, будем стараться понять ее глубокий смысл и свои все богатства, которыми нас наделяет Господь, будем употреблять во благо спасения своей души и во благо общества, в котором мы живем. Господь смотрит на то, как мы тратим то, что имеем. Жизнь у нас одна, и от того, как мы ее проживем, зависит будущая участь нашей души, ведь каждая секунда нашей земной жизни приближает нас к встрече с Богом.
Пусть эта притча напоминает каждому из нас о нашем будущем. Будем помнить о том, что все свое состояние, которое мы получили от Бога, мы должны нести со смирением и благодарением, чтобы в будущей жизни не оказаться вместе с богачом. В чем да поможет нам Господь наш Иисус Христос по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Аминь».
Иерей Александр Макаров.
По материалам сайта www.spas-monastery.ru.