07 октября 2023 года, в канун Недели 18-й по Пятидесятнице и в канун дня воспоминания преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России, чудотворца, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги иереем Максимом Картуесовым в сослужении иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
На Утрене, за Полиелеем, перед возложенными на центральный аналой иконами Воскресения Христова и преподобного Сергия Радонежского, духовенством и хором было пропето величание:
«Ублажаем я, преподо́бне о́тче Се́ргие, / и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов».
Отец Стефан зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.01-10),повествующий о приходе учеников и учениц к пустой гробнице Спасителя, и совершил помазание прихожан освященным елеем.
08 октября 2023 года в храме совершались две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По завершении праздничного молебного пения преподобному Сергию Радонежскому отец Максим поздравил собравшихся верующих с днём памяти преподобного Сергия, причастников- с принятием Святых Животворящих Христовых Таин, именинников- с Днём Ангела, и произнёс проповедь на тему читавшегося евангельского отрывка.
Позднюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Пел хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
За
Богослужениями читались, на Апостольском чтении, отрывки из « Второго Послания к Коринфянам» (гл.09, ст.06-11), который может служить примером раннехристианского толкования призыва Христа к подаянию милостыни, и «Послания к Галатам» ( гл.05, ст.22-26, гл.06, ст.01-02), в котором перечисляются «плоды духовные», апостола Павла, и , за Евангельским чтением, отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.05, ст.01-11), повествующий о чудесном лове рыбы, и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.11, ст.27-30).
На Сугубой ектение вновь и вновь возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
По окончании Поздней Божественной Литургии также был совершен праздничный Молебен, за которым была зачитана молитва преподобному Сергию, игумену Радонежскому.
***
Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. О чудесном улове рыб.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы с вами слышали в Евангелии рассказ о том, как однажды Господь Иисус Христос находился на берегу Геннисаретского озера, и “народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие” (Лк. 5, 1). Недалеко стояли две рыбацкие лодки, и Господь сел в одну из лодок, попросив хозяина лодки – ученика Своего Симона Петра отплыть немного от берега. Из лодки Христос продолжал поучать народ, стоящий на берегу. Когда закончил Господь Свое слово, Он обратился к Симону Петру со словами: “отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова” (Лк. 5, 4). Симон Петр сказал Христу: “Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть” (Лк, 5, 5). И когда закинули сеть, поймали такое множество рыбы – и мелкой, и крупной, что сеть не выдерживала, а прорывалась. “И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им” (Лк. 5, 7). Те охотно подплыли, чтобы помочь, и когда начали выгружать из сети рыбу и перекладывать ее в лодки, то от тяжести даже лодки начали тонуть.
Увидев это чудо, сотворенное Богом, Симон Петр понял, Кто перед ним стоит, Кто в Его лодке – не простой человек, а Сам Бог. Симон Петр упал на колени перед Христом и сказал: “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный” (Лк. 5, 8). Он понял свое окаянство и человеческое недостоинство перед величием Божиим.
Обратим внимание, братья и сестры, на тот момент, какое дружеское участие принимают рыбаки-апостолы в ловле рыбы. Одни зовут, другие тут же спешат на зов. Одни принимают участие в труде, другие принимают добычу. Без зависти и без недоброжелательства помогают они друг другу. Так ли бывает в нашей жизни? Часто бывает не так. Если у кого-то больше, а у меня этого нет, кто обладает чем-то большим, а я нет, возникает зависть, злоба, недоброжелательство, которые не дают нам покоя. А у учеников Христа было не так. Именно с радостью они спешат друг другу на помощь. И действительно они были достойны апостольского призвания в том царстве, где любовь – главный закон. Любовь, милосердие, сострадание, взаимовыручка, взаимопомощь очень необходимы и важны в нашей жизни.
Однажды один нищий попросил у преподобного Макария милостыню, а у преподобного при себе ничего не оказалось. Тогда он снял с себя верхнюю одежду, отдал ее нищему и таким образом исполнил заповедь Спасителя: “просящему у тебя дай” (Мф. 5, 42). Так пусть же, братья и сестры, эта заповедь всегда будет присутствовать в наших сердцах. Пусть заповедь о любви, о милосердии, о сострадании, будет всегда живым законом в наших сердцах. Аминь».
Протоиерей Иоанн Гаврильчик.
По материалам сайта www.spas-monastery.by.