15 сентября Церковь совершает празднование Калужской иконы Пресвятой Богородицы в воспоминание о чудесном избавлении града Калуги от чумы по молитвам к этому образу, случившемся в 1771 году.
Вечером 14 сентября 2023 года, в канун памятного дня, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова совершалось торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
Утром, 15 сентября 2023 года, в храме была совершена Божественная Литургия, служение которой возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Стефан Бойко и диакон Олег Машанов.
На Сугубой ектение была вознесена Молитва о Святой Руси.
По окончании Богослужения перед возложенной на центральный аналой для поклонения верующих Калужской иконой Божией Матери духовенством было совершено Молебное пение, в завершении которого были пропеты Молитва Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая» и Величание Калужской иконе Богородицы, провозглашены Уставные многолетия.
***
КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ПЛАЧ БОЖИЕЙ МАТЕРИ».
В селе Калужка.
Явление Калужской иконы Богородицы произошло в 1748 году в сельце Тиньково (ныне Ферзиковский район Калужской области), в доме боярина Василия Кондратьевича Хитрово. Это событие описал в «Сказании о явлении и чудесах от Калужской иконы Божией Матери» протоиерей Арсений Иоаннов из села Бояновичи Калужской губернии (ныне Хвастовичский район Калужской области).
Две «дворовые девицы» убирали на чердаке хозяйского дома, одна
из них вела себя непристойно. При этом девица «скромная и целомудренная» пыталась урезонить подругу Евдокию Григорьеву. Неожиданно среди старых вещей благочестивая девица нашла сверток полотна, развернула и увидела изображение Девы в темном монашеском облачении с книгой в руках. Девушка решила, что это портрет некой игумении, читающей монашеское правило, и пригрозила Евдокии, что если та не замолчит, то сама игумения накажет ее своим гневом. Дерзкая девушка плюнула на лик со словами: «Вот как я боюсь твоей игумении». Моментально с неразумной случился припадок, и она упала без чувств с пеной у рта.
Девушку положили под иконами, а ночью ее родителям явилась Богоматерь и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила не монахиню, но Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей»[1].
Матерь Божия велела им совершить молебен перед святыней, а больную окропить освященной водой. После этого девица исцелилась. О чудесном событии стало известно окрестным жителям. Хитрово украсил икону ризой и разрешил к ней доступ всем желающим.
Первое время икона находилась в доме боярина Василия Кондратьевича Хитрово, где от нее стали происходить чудеса. После явления Богородицы, указавшей на Свою новоявленную икону и повелевшей обратиться к ней с молитвой, исцелились слуга Прохор, страдавший глухотой, и тяжелобольная дочь Хитрово, у которой, по словам врачей, не было надежды на выздоровление. После этого Василий Кондратьевич с честью перенес икону в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Калужке (п. Ждамирово города Калуги), где она прославилась многими чудотворениями.
Приношений к иконе было очень много, и на эти пожертвования тщанием Хитрово на месте деревянного храма Рождества Богородицы в селе Калужка в 1760 году была построена каменная церковь с тем же посвящением.
Самым значительным из чудес, совершенных по молитве перед Калужской иконой Богородицы, было спасение Калуги от чумы в 1771 году. В честь этого события установлен один из дней ее прославления – 2 (15) сентября.
Ежегодные торжества, связанные с Калужской иконой, происходили, когда ее приносили в Оптину пустынь. Икону переправляли на пароме на противоположный берег реки Жиздры, где ее встречали крестный ход во главе с настоятелем, монастырская и скитская братия. После краткого молитвословия крестный ход шел в собор монастыря, и начиналась торжественная служба. По ее окончании Калужскую икону носили по монашеским кельям. На следующий день по завершении службы при колокольном звоне совершался крестный ход, в котором вместе с Калужской иконой носили монастырские святыни. После водосвятного молебна возле колодца святителя Амвросия Медиоланского у Святых ворот скита Калужскую икону провожали до границы монастырских владений, там ее передавали духовенству и многочисленным жителям Козельска.
Чудотворная икона часто приходила в самые разные уголки Калужской губернии. Только один город, Боровск, после явления чудотворной иконы Богоматери долгое время оставался без ее благодатного посещения из-за влияния раскола. В то время старообрядцы считали, что со времени патриарха Никона в Греко-Российской Церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни чудотворных икон, поэтому Калужская икона Божией Матери, прославленная в конце XVIII века, не могла, по их мнению, почитаться чудотворной.
Однако в сентябре 1899 года Калужский образ Божией Матери впервые был принесен в этот город. Лишь только прибыла святая икона на Боровскую землю, как огромная толпа народа, пришедшего из окрестных селений, устремилась к ней с молитвой, крича и взывая: «Матушка наша! Заступница! Царица Небесная!» Когда шествие приблизилось к обители преподобного Пафнутия, там уже стояла огромная толпа народа, пришедшего из Боровска, и среди них было множество раскольников, истово возлагавших на себя крестное знамение и поклонявшихся Калужской иконе. По просьбе городской думы, целиком состоявшей из раскольников-старообрядцев, на главной площади города перед иконой Пречистой совершили торжественный молебен. Некоторые из видных купцов-раскольников захотели принести ее в свой дом, чтобы и там отслужить молебен. Всех привела Матерь Божия к Своему чудотворному образу! Признание и почитание Калужской иконы старообрядцами подтверждает существование списков иконы, выполненных в старообрядческом стиле.
Заступничеством Богородицы французы не вошли в Калугу.
Особенной вехой в истории Калужской иконы Богородицы стала Отечественная война 1812 года, когда в Россию вторглись полчища Наполеона. Калуга в это время являлась важным стратегическим пунктом. При формировании Калужского ополчения епископ Калужский Евлампий (Введенский) летом 1812 года со всем калужским духовенством отслужил молебен перед Калужской иконой.
После приказа Михаила Кутузова об отступлении русских войск из-за значительных потерь с позиций при селе Бородино Калуге стало грозить разрушение и захват французами, которые уже были в Калужской области. Епископ Евлампий благословил всем миром совершать крестные ходы с Калужской иконой вокруг Калуги. 10 октября французы заняли и опустошили Боровск, затем подошли к Малоярославцу. 12 октября под Малоярославцем состоялось сражение. В эти часы чудотворная икона, перед которой, как сказано в акафисте, читаемом перед Калужской иконой, молился епископ Евлампий (кондак 4), очевидно, находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданово.
Именно заступничеством Богородицы через Ее святую икону объясняют то, что французы не вошли в Калугу, а двинулись на Смоленск, который по пути сами же разорили и опустошили, и тем погубили свое войско. Пленные французы, увидев образ, свидетельствовали, что в тот момент, когда их войска терпели поражение от русских, Калужская икона Пресвятой Богородицы являлась перед ними, стоя на воздухе в окружении светоносных мужей, отчего на них нападал страх и трепет. Окруженной Небесными Силами ее видела и крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева.
Об этом событии сообщили императору Александру I. По его повелению и по благословению Священного Синода в честь Калужской иконы 12 (25) октября было установлено празднество с крестным ходом вокруг города в память его избавления от нашествия французов.
Очевидно, что именно после 1812 года, помимо наименования «Калуженская», по месту пребывания иконы до начала ХХ века, у чудотворного образа появилось другое название – «Калужская». В документах первой четверти XIX века встречается и иное наименование – «Плач Божией Матери», видимо, по скорбному выражению Богородицы на иконе. Еще одно название – «Явленная» – напоминает не столько о факте обретения иконы, сколько служит эпитетом, отражающим ее глубокое почитание.
Что касается иконографии Калужского образа Божией Матери, то она очень необычна. Богородица изображена в полурост в темно-синем одеянии с книгой в руках. Истоки иконографии этого образа до сих пор не до конца ясны. «Православная энциклопедия» сообщает, что изображение Пресвятой Богородицы, читающей книгу пророка Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия Псевдо -Матфея. В нем среди занятий Богородицы в Иерусалимском храме названо чтение книг Священного Писания. Эта иконографическая тема известна по византийским миниатюрам XI–XII веков.
В конце XIX столетия у Калужского образа Богородицы появился третий день празднования. 18 июля 1892 года, во время эпидемии холеры, калужане крестным ходом пронесли икону вокруг города, и он «спасен был от губительного поветрия» заступничеством Божией Матери. С 1893 года в память об этом событии при епископе Калужском и Боровском Анатолии (Станкевиче) был учрежден ежегодный крестный ход.
После Октябрьской революции Калужская икона стала для верующих единственной утешительницей и помощницей.
В тяжкие для православного народа времена, в октябре 1923 года, власти закрыли храм Божий в Калужке, сбросили колокола и конфисковали церковные ценности. Еще до разрушения церкви чудотворный образ Богородицы был перенесен в калужский Троицкий кафедральный собор. С его закрытием в 1926 году икона оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 года ее передали в Калужский краеведческий музей. В 40-х годах ХХ века при епископе Калужском и Боровском Онисифоре (Пономареве) Калужскую икону возвратили Русской Православной Церкви, но уже в храм Георгия «за верхом», ставший в советское время кафедральным собором.
До сего дня в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится Калужская икона (не исследована). По размеру она близка к чудотворной иконе. Не закрытые ризой, сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные крупные прикрытые веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее второй половины XVIII века.
Однако существовало мнение, что поскольку с иконы постоянно делалось множество списков, на каком-то этапе настоящий образ подменили и он хранился в археологическом музее Троице-Сергиевой лавры. В конце 1990-х годов этот образ был передан Калужской епархии.
Торжественная передача иконы калужской пастве состоялась 21 октября 1998 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина), клира церквей Калужской епархии. Сестры Казанского монастыря расписали золотом и украсили драгоценными каменьями ризу для обретенного образа.
В день памяти о Малоярославском сражении 25 октября (по старому стилю 12-го) в калужском Георгиевском соборе, где была установлена чудотворная икона Богоматери, было совершено архиерейское богослужение. Сейчас эта икона находится в Троицком соборе у правого клироса. Икона украшена шитой, с драгоценными камнями ризой, выполненной в 1998 году калужской мастерицей Л. Бабадей.
В тот памятный день, 25 октября, желающих приложиться к дивному образу было очень много. В последующее время поток богомольцев несколько уменьшился, но народ по зову сердца все шел и шел к святыне.
Однако в первые же дни прибытия иконы из Троице-Сергиевой лавры в Калугу научный сотрудник областного краеведческого музея В. А. Бессонов обнаружил в запасниках своего ведомства акт от 9 июля 1940 года о передаче из калужской Успенской церкви в краеведческий музей трех предметов, имеющих историческое значение. Среди этих предметов находился подлинник Калужской иконы Божией Матери. Согласно этому документу, икона была в ветхом состоянии, ее описание и размеры не соответствуют тому образу, который передали из археологического музея. Таким образом, сегодня считается, что это – чудотворный список.
Вразуми и научи ны...
В 1998 исполнилось 250 лет со дня явления чудотворного Калужского образа Божией Матери. Празднество, по решению Епархиального совета, присоединили к 18 (31) июля, дате спасения горожан от холеры в 1892 году. В этот день в возрождающемся храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Калужка, была совершена торжественная литургия, которую возглавил тогда еще архиепископ Калужский и Боровский Климент.
Близ храма сохранился святой источник Калужской иконы Божией Матери. После торжественной литургии с образом Богородицы и хоругвями все направились на источник, где был отслужен молебен с чтением акафиста Богородице и водосвятием. В заключение владыка Климент окропил собравшихся святой водой. Прихожане долго не расходились по домам, набирая воду и омываясь в святом источнике.
Этот день ознаменовался еще одним событием: замироточила Смоленская икона Божией Матери, установленная возле свечной лавки.
«...Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице наша, како безгрешно ходити по пути земного сего жития, яко Ты, Пресвятая, веси и веру нашу и упование наше видиши, Владычице мира!..»[2].
В честь Калужской иконы Божией Матери освящены храмы, приделы, часовни. А в самом селе Калужка в 2006 году по благословению митрополита Климента при храме была создана монашеская община из числа сестер Свято-Никольского Черноостровского монастыря города Малоярославца.
В конце XX века возобновились крестные ходы с Калужской иконой, сначала по городу, затем в другие города области.
Несколько столетий назад явилась чудотворная Калужская икона Божией Матери, став неоскудеваемым источником чудес. О них необходимо рассказывать миру, особенно в наше сложное время, когда человек, изнемогая под тяжестью напастей и бед, всуе мятется, ищет утешения в развлечениях и удовольствиях и забывает, что близ него есть истинный благодатный источник утешения – Пресвятая Богородица, наша перед Богом Ходатаица.
[1] .Калужская чудотворная: Сказание о явлении и чудесах от Калужской иконы Божией Матери. Калуга, 1998. С. 12.
[2] .Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, именуемыя «Калужская». Калуга, 1992. С. 33.
Светлана Рыбакова.
По материалам сайта www.monastery.ru.