27 августа 2023 года, воскресным вечером, в канун празднования Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии-последнего двунадесятого праздника церковного года, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
За Вечерним Богослужением, за Великой Вечерей, были зачитаны паремии Богородичных праздников - отрывки из книг Ветхого Завета («Книги Бытия», «Книги пророка Иезекииля», «Книги Притчей Соломоновых», содержащие предсказания о Пресвятой Деве Марии, а за Утреней, в ходе Евангельского чтения, читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.01, ст.39-49, ст.56), всегда читаемый вечером в канун Богородичных праздников и в канун дней празднования Богородичных икон, повествующий о встрече беременных Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, во граде Иудином. По окончании чтения отец Алексий совершил помазание богомольцев освященным елеем. Верующие подходили поклониться гробнице с возложенной на ней Плащаницей Богородицы, помазывались и получали освященный за Литией хлеб.
28 августа 2023 года, в сам праздничный день понедельника, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершили протоиерей Алексий Пелевин и
иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
За Апостольским и Евангельским чтением вновь, как и в дни всех Богородичных праздников и в дни празднования Богородичных икон, читались отрывок из «Послания к Филиппийцам святого апостола Павла» (гл.02,ст.05-11) и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.10, ст.38-42, Глава 11, ст.27-28) соответственно.
На Сугубой ектение за Богослужениями возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси, Молитва о недужных/болящих.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь.
По завершении и Раннего, и Позднего Богослужений совершались праздничные Молебные пения.
***
О неусыпном предстательстве Божией Матери.
Слово в день праздника Успения Богородицы.
«Молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша».
Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете... Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,7. 9–11). Такими словами Господь вселяет в нас надежду и уверенность, что наши молитвы к Богу будут Им исполнены.
Спрашивается, если Господь исполняет молитвы грешных людей, то может ли Он отвратить Свое лицо от Пречистой Божией Матери, когда Она приносит к Его престолу молитвы о нас грешных.
Причем эти молитвы являются неусыпными, непрестанными, ибо в кондаке настоящего великого праздника о Ней говорится: «...в молитвах неусыпающую Богородицу».
К этому надо добавить, что в видении Андрею Христа ради юродивому Богоматери было показано, что Она в Своих молитвах к Богу обливается слезами.
Так молится Матерь Божия потому, что весьма любит нас. «Зело люблю Я род христианский», – сказала Она в Своем видении одному угоднику Божиему. А этот род христианский, т.е. православные христиане, всегда пребывает в грехах, всегда во всевозможных бедствиях и смертельных опасностях, требующих неусыпного заступления Богородицы за нас грешных перед Престолом Божиим. Вот почему святая Церковь в словах кондака в честь настоящего праздника называет Ее неусыпающею за нас молитвенницею перед Сыном Ее, Господом нашим Иисусом Христом.
Что же хочет сказать нам святая Церковь в этих словах праздничного кондака? Если Пречистая Божия Матерь неусыпно за нас молится, то будем и мы постоянно Ей молиться, если хотим испытывать в своей жизни силу Ея заступления за нас перед Богом. К этому призывает нас Церковь в другой молитве к ней: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоея глаголати недостойнии».
Да и как мы можем не прибегать, и притом всегда, к молитвенному Покрову Богородицы, когда диавол со всеми своими духами тьмы беспрерывно нападают на нас через наши страсти. Самым отличительным свойством бесов является злоба. По этому свойству все они и называются злыми духами. Эту злобу диавол и старается сделать нашим достоянием, возбуждая в нас страсть гнева, ибо знает он, что эта страсть есть причина всех несчастий в человеческой жизни. Конечно, гнев или злоба только тогда будут в нас иметь место, когда мы будем приобщаться к началу всех пороков – гордости и тщеславию. Поэтому бесы больше всего стараются укоренить в нас эти пагубные страсти. Известно также, как много гибнет людей и от других страстей, и в особенности от страсти блуда. Все эти страсти являются орудием, посредством коего постоянно нападает на нас диавол, ввергает в море великих несчастий и губит нас для временного счастья и навеки.
Поэтому всегда, возлюбленные о Христе чада мои, будем с Богородицею. Пусть молитва к Ней будет самым первым движением нашего ума и сердца во всех наших напастях, и внутренних, и внешних, которые мы испытываем от бесов, от себя и от злых людей. Недаром святой Серафим Саровский всегда и в устах и в сердце своем имел имя Божией Матери, всегда с великою любовью и благоговением произносил его и всех приходивших к нему побуждал обращаться к этому превожделенному имени, как к якорю нашего спасения, как к одному из самых могущественных и спасительных для нас средств в нашей борьбе со всяким злом. И мы знаем, возлюбленные, как за это Пречистая и небесная наша Заступница относилась к преподобному Серафиму. Она называла его любимцем Своим. Она никогда не отказывала ему в исполнении его молитв. И бывали случаи, когда по определению Божьему больной должен был умереть, но ради молитв святого Серафима получал исцеление.
Святые отцы говорят, что бесы ничего так не боятся, как имени Божией Матери, ибо Она родила нашего Спасителя, Единородного Сына Божия, Который разрушил и до окончания века будет разрушать дело дьявола, состоящее в том, чтобы отторгнуть от Христа и погубить нас навеки. Знаменательно: святой апостол Павел говорит, что сам сатана преобразуется в ангела света. А из жизнеописания угодников Божиих видно, что нередко диавол являлся им в образе даже Самого Христа Спасителя. Но никогда и никому бесы не являлись в образе Пречистой Девы Марии. Так, образ Ее невыносим для них. Так, имя Богородицы ненавистно диаволу. Следовательно, так это имя для нас спасительно. Ясно, как необходимо нам всегда прибегать к молитвенному покрову и заступлению Пречистой Божией Матери. И чем более мы будем молитвенно обращаться к Ней, тем более будет обнаруживаться в нашей жизни Ее покров и Она будет являться нам, как неусыпающая за нас молитвенница перед Господом нашим Иисусом Христом, о чем свидетельствуют приведенные нами слова праздничного кондака.
Будем помнить, возлюбленные, и дальнейшие слова в этом кондаке: «в предстательствах непреложное упование». Этими словами святая Церковь хочет сказать нам, что наши обращения или наши молитвы к Божией Матери непреложно, т.е. непременно будут исполнены Ею. Она исполняет молитвы к Ней даже самых великих грешников. Так, Пречистая Божия Матерь исполнила молитву блаженного Феофила, который отрекся от Христа, и это отречение засвидетельствовал своею собственною кровью и распискою, данною им диаволу. Так, Она исполнила молитву Марии Египетской и сделала ее из великой грешницы дивным сосудом благодати Божией. Так, она исполнила молитву одного атамана разбойников, который наряду с грабежами, разбоями и убийствами каждый день тайно от разбойников перед иконою Божией Матери читал молитву «Богородице Дево, радуйся...». За это Она сделала атамана и всех его разбойников истинными иноками.
Так исполнит Божия Матерь и наши молитвы, несмотря на все наши грехи. Будем только всегда обращаться к Ее небесному заступлению. Будем как можно чаше устами и в своем сердце произносить молитву: «Богородице Дево, радуйся...» или же обратиться к Ней с кратким молитвенным воззванием: «Пресвятая Богородице, спаси меня». И материнский, всемогущий Ее покров всегда будет простерт над нами. Пресвятая Божия Матерь будет всегда с нами во всех наших напастях. Она избавит нас от всех бедствий временной нашей жизни и избавит нас от самого великого несчастья – от смерти душ наших, что то же – от вечного нашего разъединения со Христом, от вечных адских мучений. За постоянное наше обращение к Божией Матери Она осуществит над нами и слова настоящего праздничного тропаря: «И молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша». Аминь.
Произнесено в русской церкви святителя Николая г. Софии 15/28 августа 1946 г.
Архиепископ Серафим (Соболев) 1881‒1950.
По материалам сайта www.valaam.spb.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/4215-ra-dujsja-obra-dovannaja-vo-uspe-nii-tvoe-m-na-s-ne-ostavlja-juschaja-v-nikitskom-hrame-g-kalugi-molitvenno-pochtili-presvjatuju-bogoroditsu-v-den-prazdnovanija-eja-vseslavnogo-uspenija#sigProGalleria6683bc8228