13 августа 2023 года, воскресным вечером, в канун празднования Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и дня памяти семи мучеников Маккавейских, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Уставное вечернее богослужение, за которым на утрене, после великого славословия, совершались вынос из алтаря Креста Господня и поклонение ему духовенства и собравшихся верующих по чину Крестопоклонной недели Великого поста .
Песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
14 августа 2023 года, утром понедельника, в первый день Успенского поста, в храме были совершены две Божественных Литургии.
Раннее Богослужение совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Служение Позднего Богослужения возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
На Сугубой ектения за Литургиями возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси и молитва о недужных/болящих.
По окончании и Ранней, и Поздней Службы совершалось малое освящение воды - Водосвятный молебен, в завершении которого священнослужители окропляли святой водой богомольцев и принесённые ими баночки с мёдом нового урожая.
***
Проповедь под изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (2003.08.13). Протоиерей Димитрий Смирнов.
Каждый
праздник возникает по какой-то причине. Изнесение Честных Животворящих Древ Господних — это праздник, который в России получил название Медового Спаса, потому что, во-первых, прославляют Всемилостивого Спаса нашего Господа Иисуса Христа, Его Пречистую Матерь и освящают в этот день первый мёд, начатки. Потом дальше продолжают из ульев его добывать, но именно с этого дня, так это по времени случилось, поэтому название условное.
А праздник этот имеет очень древнее происхождение, корнями уходит в историю Константинопольской Церкви. Там вообще существовал обычай в августе, сначала по воскресным дням, в одно из первых воскресений августа, часть Древа Животворящего Креста Господня, которая там хранилась, выносили, обходили вокруг города, вокруг храма и молились. Потом Константинополь был разграблен крестоносцами, частички Животворящего Древа разошлись в разные места. На Афоне хранится довольно большая частичка Животворящего Древа Господня.
Август – это месяц особенно жаркий, имело место развитие всяческих инфекций. Никаких надежд в спасении от болезней, кроме как надежды на Бога, вообще не было. Малейшее заболевание, особенно в местах скученности людей, приводило к летальному исходу. Например, армия. В основном в армии страдали не от битв, а от болезней. Малейшее заболевание тут же распространяется, люди начинали помирать. Мы сейчас от этого довольно отвыкли, многие болезни вообще исчезли с лица земли благодаря антибиотикам. А раньше бывали такие случаи, когда полстраны умирало. Это было страшно, в каждой семье горе и разорение, хуже всякого вражеского нашествия. Выносили частички Древа и молились. Потом определённые победы были одержаны Константинополем именно в этот день. Так приурочилось, стали этот день августа почитать.
Весьма благочестивый святой князь Андрей Боголюбский тоже в XII веке одержал победу и постановил в этот день праздновать праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери. В те времена Русская Церковь была Константинопольской митрополией, они до сих пор так считают (не знаю по гордости или по смирению). Но вся Константинопольская Церковь могла бы здесь в нашем храме уместиться. Они считают где-то в глубине души, что у нас не очень всё законно, потому что мы от них отошли и стали самостоятельными. У нас есть основания, потому что в то время, когда случилось избрать русским патриарха на свой престол, в то время Константинополь заключил унию с Римом, то есть отпал в ересь. Это вполне веское основание. Но обычно, когда бываешь на встрече Константинопольского патриарха, ему даже выговорить “Ваше Святейшество” по отношению к Русскому патриарху невозможно, поэтому он всегда говорит: “Ваше Блаженство”, то есть его в ранге принародно старается понижать по отношению к себе самому. Это уже относится к церковной политике, которая совершается людьми и наполнена всякими человеческими смыслами.
Вернёмся к духовному смыслу этого праздника. Когда Андрей Боголюбский направил в Константинополь утвердить этот обычай, получить благословение от Матери-Церкви, то оказалось, что там есть такое же желание у Константинопольского патриарха, поэтому этот праздник был установлен и в Константинопольской митрополии, и у нас в России. С XII века на нашей земле этот праздник почитается. Конечно, этот праздник устанавливается не для того чтобы мёд освятить, мёд можно освятить на следующий день или днём раньше. Никто от этого не умрёт и не выздоровеет, мёд от этого не станет ни вкусней, ни горше. Это просто приурочено, потому что в этот день больше народу собиралось, ибо праздник. А что же празднуют и почему именно Животворящий Крест выносили в борьбе с этими эпидемиями? Потому что Крест – это главная святыня. Почему так случилось, что орудие казни Христа Спасителя из объекта, который подлежит всяческому проклятию, становится не только символом, но и воистину средоточием нашего церковного поклонения? Мы ведь никакой иконе так не кланяемся с песнопениями, как Кресту Господню, как живому. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Такая честь воздаётся, как Самому Господу Иисусу Христу. С чем это связано? Дело в том, что мы прославляем прежде всего то, что на Кресте Господь нам явил. Он явил Своё Божественное смирение. Будучи Богом, претерпел страшную и по тем временам самую позорную казнь. Тем указал нам путь спасения нашей души, который непосредственно связан со смирением, без которого вообще никакое спасение невозможно.
Православный христианин не должен верить в простые случайности, поэтому моры, болезни, всякие войны – это не есть вещь случайная. Это есть попущение Бога людям для их вразумления. При отступлении от заповедей Божьих, от истинного пути, Господь, чтобы человека немножко встряхнуть, напомнить ему о вечности, напомнить ему о смерти, даёт ему такое напоминание, иногда очень болезненное, в виде каких-то тяжёлых болезней, испытаний, даже землетрясений, тогда человек вразумляется. Не каждый человек, но определённая часть. Даже пословица говорит: гром не грянет, мужик не перекрестится. Когда гром прогремит, человек вспоминает, что есть небеса, есть всевидящее око Господне, есть суд Божий, есть смерть и так далее. Человек как-то мысли к Богу обращает. Крест Господень должен нас возвращать мыслью к главному, что есть в нашем спасении, к тому смирению, которое явил Господь, к желанию жертвовать собой ради правды Божьей. Всякое желание следовать за Богом для грешного человека весьма болезненно. Крест Господень указывает нам, что если Господь претерпел страдания ради нашего спасения, то и мы малое страдание, которое заключено в посте, должны претерпеть. К этому дню и Успенский пост приурочен, чтобы мы малым страданием, добровольно на себя взятым, очищали свою душу. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
По материалам сайта www.dimitrysmirnov.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/4205-v-nikitskom-hrame-g-kalugi-poklonilis-krestu-gospodnju-v-den-prazdnovanija-proishozhdenija-iznesenija-chestnyh-drev-zhivotvorjaschego-kresta-gospodnja-i-v-den-pamjati-svjatyh-semi-muchenikov-makkavejskih#sigProGalleria5b05ecaafb