12 августа 2023 года, вечером, в канун 10-й Недели по Пятидесятнице и в канун дня памяти священномученика Вениамина Петроградского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное бдение, служение которого возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Стефан Бойко и иерей Максим Картуесов, диакон Олег Машанов.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Ольги Фомичёвой.
На Утрене, на Полиелее, за Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл. 21, ст.01-14) ,повествующий о чудесном улове рыбы, третьем явлении воскресшего Спасителя ученикам по воскресении Своем из мертвых согласно апостолу Иоанну.
По завершении чтения совершалось помазание верующих освященным елеем.
13 августа 2023года, праздничным воскресным днём, в храме были совершены два Богослужения.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси, особая Молитва о недужных/болящих.
Для прочтения за Богослужением этого воскресенья, в соответствии с богослужебными указаниями, были предложены отрывок из «Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла» (гл.4, ст.09-16), в котором апостол Павел
обращается к коринфянам, которые ведут себя так, как будто бы они уже стали вполне самостоятельными и в поучении не нуждаются, они выбирают между апостолами, судят о них так, словно стали уже стали вполне мудрыми и зрелыми духовно, и отрывок из Святого Евангелия от святого славнаго, всехвального апостола и евангелиста Матфея (гл.17, ст.14-23), в котором мы слышим рассказ об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого отрока.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец – настоятель произнёс проповедь.
По окончании и Ранней, и Поздней Литургии традиционно были совершены праздничный Молебен и Панихида.
***
Неделя X по Пятидесятнице Исцеление бесноватого отрока (Мф.17,14-2).
Воскресное евангельское чтение X Недели по Пятидесятницы – одно из тех чтений, которые недостаточно просто выслушать. Необходимо задаться вопросом о том значении священных слов, которое бы соответствовало замыслу автора. Автором же Библии является Сам Бог.
Буквальное повествование и слова Господни в этом отрывке священного текста понятны не вполне. Отец приходит ко Господу и просит за своего сына, который беснуется в новолуние и бывает повергаем в холод и жар. Отрока страшно мучит демон. Но обращаясь к Спасителю, отец как бы невзначай прибавляет, что Апостолы не смогли исцелить его сына.
В ответ на это, Господь изгоняет беса. Господь исцеляет отрока. После этого, Господь говорит о том, что вера - даже размером с горчичное зерно - была бы достаточной передвигать горы. Господь говорит, что молитва и пост изгоняют бесов. Господь предсказывает свое распятие и воскресение.
«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». Что могут означать эти слова Господни? Именует ли так Господь Апостолов за неспособность совершить исцеление бесноватого? Относятся ли эти слова к самому отцу, и его неверию? По Евангелию, ясно одно: неверие это болезнь. Неверие есть Топос Неподлинности. Измена предназначению человека.
По сути, Господь приводит общину к пониманию свойственной ей недостаточности, обрисовывает ту катастрофу, в которую превратилось наше невыносимо легкое человеческое бытие. Делает явным трагику отсутствия простых, подлинных, понятных и понимаемых без двусмысленности и лицемерия вещей. Вера может оказаться неверием, а дар и сила – просто бездействовать.
Пост и молитва, о которых говорит Господь, это не наши привычные правила, или условные диетические посты. Но настоящий библейский пост, означающий подлинный полный отказ от пищи и питья. Итак, Пост есть отказ. Преодоление собственной человеческой природы силой благодати. Воздержание, преодолевающее границы бытия.
Слова Господа о Кресте и Воскресении суть указание на то, что у всякого благодеяния Господа – дорогая цена. Цена Его Крови. Согласно буквальному свидетельству евангельского текста, Кровь Христова бывает изливаема за многих. Это «за многих» достойно большого внимания. Церковь молит Господа, чтобы каждый находящийся в ней, был удостоен искупления Его Кровью.
Евангельское чтение об исцелении приурочено к воскресенью. Благодаря этому, то есть, сквозь призму малого пасхального празднования, община учиться видеть вещи в пасхальном прочтении. Здесь всякая из множества перечисленных бед – а беда есть неверие – преодолевается пасхальной победой.
Бог превыше всего. Ибо способен был взять на себя неверие, принять на себя удары неукротимой человеческой одержимости, имя которой грех. Так беды и бедствия облеклись божественной славой. Славой взявшего наше. Славой отдавшего Себя нам без остатка.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski.
2020-08-16.
По материалам сайта www.cathedral.kz.