05 августа 2023 года, вечером, в канун 9-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти мученицы Христины и благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова и иерея Стефана Бойко было совершено Всенощное Бдение.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
За Утреней, на Полиелее, было пропето величание благоверным князьям Борису и Глебу («Велича́ем вас,/ страстоте́рпцы святи́и Бори́се и Гле́бе,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́ // претерпе́ли есте́»), прочитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.19-31, повествующий об уверении апостола Фомы) и совершено помазание верующих освященным елеем.
06 августа 2023 года, утром, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Служение Ранней Литургии, Молебна и Панихиды совершил иерей Максим Картуесов. По завершении Богослужения отец Максим произнёс проповедь на тему читавшегося Евангельского отрывка.
Служение Поздней Литургии возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Стефан Бойко и протодиакон Сергий Комаров.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма поду управлением регента Аллы Романовой.
В рамках чтения Священного Писания, в соответствии с Богослужебными указаниями на 06 августа, читались Апостольский отрывок из «Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла» (гл.3, ст.09-17, в котором Апостол Павел предупреждает Коринфских
христиан, что все наши дела на благо церковной общины во время последнего суда пройдут испытание огнем. Какими бы грандиозными и внешне привлекательными они ни были, если в их основании находится не Христос, не искреннее желание исполнять Евангельские заповеди, а завуалированные гордость, тщеславие, самолюбование, тяга ко власти, все наши деяния не устоят. Они сгорят как труха.) и Евангельский отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.14, ст.22-34, содержащий рассказ о чуде хождения по воде Господом Иисусом Христом и реакции на это Его учеников).
На Сугубой ектение за обеими Литургиями была вознесена Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь.
За Поздним Богослужением также было совершено праздничное молебное пение перед иконами Воскресения Христова и князей Бориса и Глеба, в конце которого была прочитана Молитва и пропето величание этим святым, пропето Уставное Многолетие. Далее прошло чествование отца Алексия, отмечающего в этот день свой День Рождения. Подходя ко Кресту, духовенство, сотрудники храма и прихожане сердечно поздравляли отца-настоятеля с его праздником.
***
Это что нужно натворить, чтобы увидеть в Христе привидение, выходца с того света или мертвеца?
Бывает, что пьяницы допиваются до чёртиков. Известно, что бесам и колдунам иконы представляются злыми ликами, пылающими огнём. Так, например, бесноватому, которого привели к Сергию Радонежскому, крест виделся огненным оружием.
Что уж такого натворили апостолы, что увидели в Христе привидение? Что надо сделать такого, чтобы Христос вытолкал в шею прочь в ночь, в бурю и отправил через этот ужас на берег бесноватых и торговцев свиньями? Так вот, подобрал компанию единомышленников.
Буря. Озеро. Страх. Богоставленность. И вдруг, казалось бы, вот оно спасение. В ночь на озере посреди бури является знакомый любимый учитель. Бог идёт к тебе по воде. Радуйся и благодари. Нет. Напал страх. Бог приходит, а у людей ужас. Они видят выходца с того света или беса.
В истории про спасение утопающего Петра картина, на которой Христос вытаскивает ученика из воды, самая яркая. Но этот драматичный и художественный кадр оставляет за скобками вопрос о том, как так получилось, что дело дошло до такого ужаса?
Трезвомыслие апостолов потрясает.
Когда Иисус укротил бурю, подчинил себе ветер, унял волны, по традициям апостолы стали друг друга спрашивать:
– А кто это такой, что и море Его слушает?
Интересный вопрос. В самом деле, кто же это такой? Какой странный человек! Остаётся только развести руками и пожать плечами. Никогда такого не было и вот, опять!
Они стали что-то подозревать. А когда Христос умножил хлеба, они ни о чем не спрашивали и короба с чудесным хлебом забыли. Наверное, тогда в Израиле это было обычным делом. Исцелить 12 тысяч человек и умножить хлеба с рыбой.
И только, после случая на море, задумались:
– Кто же это может быть? Как вам кажется?
Так бывает, когда человек не думает о Боге, как о Боге.
А думает о том, что там, на небе, есть кто-то, кто к нам хорошо относится. И тот, кого можно просить о всяких полезных вещах. С кем можно играть в лотерею. Я Ему свечку, а он мне тотализатор исцеления или благополучия. Повезло – хорошо. Нет? 50 рублей за свечку не жалко. Повезёт в следующий раз.
Что мне от Бога надо?
Если я собираюсь на дачу, я хочу, чтобы была хорошая погода; если у меня отпуск и я еду отдыхать, то я хочу устроиться удобно, дёшево и радостно; если я пришёл в магазин, я хочу, чтобы там было то, что мне нужно. Всего достичь: чтобы все нас любили, чтобы к нам никто не приставал, чтобы нам ходить только туда, куда нам хочется, и делать то, что нравится.
Но если полагать цели в плоскости, то в плоскости земли и останешься. Не ставишь целью быть ближе к Богу, значит и не будешь. Не будешь и потеряешь образ Бога. Потеряешь Бога, Христос покажется страшным. У нас целый пласт философии и маргинального богословия, представляющих Христа страшным, опасным и мстительным. Поэтому Его надо умолять, чтобы не наказал больно. Вместо Отца небесного, вместо Сына показывается страшный облик жильца иного мира.
И когда человек не думает о Боге, как о Боге, он дичает. В его диком взгляде и Бог страшный, и в семье враги, и вокруг гад на гаде сидит и гадом погоняет.
Когда Богу отводишь место слуги, директора, риэлтора, психолога или спонсора, мир переворачивается вверх ногами. Светлое кажется тёмным, правда – ложью, мы – всегда правыми, а мама – глупой и навязчивой. Мир становится похож на карикатуру. Люди на уродов. А Бог, если Он приблизится, пугает хуже мертвеца.
Причина страха в безбожии. Бог всегда рядом. На онкологической химии, в тюрьме, на войне, при смерти. На кухне, в поезде, во сне, на свадьбе, на работе и одиночестве.
Страх – оскорбление Богу. Искажение образа Бога. Хула на Спасителя. Вражда с Христом. Навязчивость с Богом.
– Ты, же, Боже не видишь, что я иду на операцию. Или видишь и молчишь. Не утешаешь. А раз так, то я Тебя поучу как Тебе надо действовать… Поучи Бога и пожени страх.
Но раз мы с вами уверовали в Бога, то мы понимаем, что жизнь наша очень краткая, скоротечная и незачем так настаивать на своём, все время стремиться к какому-то необыкновенному комфорту.
Потому что этот комфорт не только призрачный, а свобода иллюзорна, а еще и потому, что, если мы Бога не видим Богом, приходит буря, ужас и нам приходиться тонуть в море своего безверия.
Апостолы не совершили ничего такого уж дерзкого или постыдного, наглого или ужасного. Просто, стоя рядом с Богом, не увидели в чудесах ничего, кроме обязанности Иисуса кормить народ. Бог стоял в метре от учеников, и никому из них не приходила в голову мысль:
– А кто этот, что умножает хлеба, исцеляет народ и говорит как власть имущий в божественной любви? Слепые прозревают, глухие слышат и хромые ходят; видите прокаженных очищенными, мёртвых воскрешёнными и что нуждающимся возвещается Благая Весть.
Кто же этот загадочный кто-то? Кто говорит Сам о себе:
– Блажен, кто не найдёт во Мне ничего, что могло бы его смутить и оттолкнуть.
Ничего такого апостолы не сделали, просто перевернули мир вверх ногами. Когда они так сделали в очередной раз, Христос попросил Петра:
– Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
А что он просил? Не ходить в Иерусалим. Всего-то.
Не оказаться бы и нам на их месте. На месте, когда привыкаешь к Богу настолько, что Бог уже ничем не удивляет, не радует и в Его присутствии просто хочется отдохнуть и немножко по-детски обмануть.
В самом деле, Кто это, кто приходит к нам в сердце Таинствами, дарами Причастия, благодатью Святого Духа и приносит нам жизнь вечную? Кто этот загадочный Некто, кто приносит нам божественную любовь и бессмертие?
В самом деле, кто Он: Бог или приведение? Слуга или господин? Брат или гастроном, требующий того есть, а этого не есть?
Когда мы перестаём видеть в Христе Бога, как Бога, то предаём Его и, как следствие, тонем в море, погибаем в буре, таем от страха.
На самом деле нерв истории не в том, чтобы ходить Петру по водам или не ходить. Зачем это вообще нужно ходить по воде? Нужно не залезать в такие истории. Нерв события в утрате веры, а не утонул или не утонул.
Утопание Петра – следствие беспечности на Нагорной проповеди и равнодушие к чуду с хлебами. Для нас – равнодушие к Причастию и покаянию. Равнодушие к приобщению даров Духа Святого, к своей миссии.
Да, боимся. Но и любим и стремимся трудиться Христу. Не всё получается, но Бог для нас Бог. А раз так, то Он и за малую службу, за малую веру и за малую любовь благодарит и спешит на помощь.
Не бойся Бога. Он нам Отец. Прими руку спасения.
Любовь Его созидает мир. Благость Его содержит всё в себе. Духом Его движется Вселенная.
Ты чего боишься?
Господи, даруй же мне всегда благодарить Тебя и видеть в Тебе Бога, постигая блаженства и жизнь в Боге, через Христову милость и помощь во всякой буре и страхе.
священник Константин Камышанов.
Текст взят из группы «Валаамский монастырь»( соцсеть «ВКонтакте»).