22 июля 2023 года, в канун 7-й Седмицы по Пятидесятнице и воспоминания положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение.
Воскресным днём, 23 июля 2023 года, в храме совершились две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Стефан Бойко.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексий Пелевин. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Сугубой ектение возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
По завершении Позднего Богослужения также совершались праздничное Молебное пение и Панихида.
***
Наши слепцы. Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице.
«Тогда Иисус коснулся глаз их, и сказал: по вере вашей будет вам. И открылись глаза их». (Мф. 9, 29-30).
Нынешняя евангельская история повествует нам, возлюбленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: «Помилуй нас Иисус, сын Давидов!» Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал». А они, вышедши, разгласили о
Нем по всей земле той (Мф. 9, 27-31).
Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя; Творец человека, Сам Свет и света Податель сказал слово ‒ и слово стало делом. Сказал творческое: Да будет, ‒ и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: «По вере вашей будет вам». Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших и в телесах наших; Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века», ‒ сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28, 20); «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки» (Евр. 13, 8). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа. Говоря о слепцах евангельских и о чудесном исцелении их Иисусом Христом за веру их, я переношусь мысленно к слепцам другого рода, именно к слепцам, объятым слепотой душевной, которая гораздо опаснее и гибельнее слепоты телесной.
Это, во-первых, слепота недоучек или уж совсем переучившихся некоторых людей нынешнего времени, которые в премудром устройстве мира не видят перста Божия, все создавшего и всем управляющего, и почитают его произведением случая, как самих себя, и делают из своей жизни как бы игрушку и забаву, и, когда эта игрушка надоест им почему-либо, они беспощадно ее ломают, т. е. налагают на себя руки; или же они делают ее рядом злодеяний над другими и потешаются бедствиями человеческими. Эта слепота тем гибельнее для них самих и для обществ, что люди этого рода считают себя зрячими, умными и едва не добрыми людьми, а всех прочих людей ‒ не из их шайки ‒ невеждами, подлыми. Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело с убийствами, самоубийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми наглыми общественных денег, поджогами городов и сел. Подводя итоги всем этим происшествиям, мы выводим необходимое заключение, что эти люди отшатнулись от Бога, от веры, от Церкви Божией, что они слепы, бродят во мраке и не знают, к чему стремятся, что из всего этого выйдет. О, времена злосчастные! О, времена безверия! О, времена, предвещающие приближение Страшного дня судного! Берегитесь, братья, этой слепоты неверия, самодурства. Простите за выражение, но я не могу иначе назвать людей, поступающих столь нагло и безрассудно. Где в людях свет разума, совести? Как они лишились света веры?
Во-вторых, слепота души есть слепота раскола и суеверий.
В-третьих, слепота душевная есть слепота простонародья, не знающего самых необходимых истин веры своей и правил жизни христианской.
Но эта слепота простительнее той, о коей раньше мы говорили: она невольная. Держитесь, братья, крепче веры своей святой Церкви Божией, научающей вас всему доброму, полезному, святому, душеспасительному; не слушайте нынешних самодуров, имеющих учителем своим диавола и старающихся растлить простой христианский и русский ваш смысл. Имейте во всем житии страх Божий: помните второе страшное пришествие Господа Иисуса Христа и Суд ужасный всей вселенной и тщательно исполняйте заповеди Божии и дела своего звания.
Учитесь вере, должностям ее; просвещайтесь, освящайтесь, исправляйтесь и спасайтесь.
Другое чудо, о котором повествует нынешнее Евангелие, было изгнание беса из человека немого, беснующегося. Господь изгнал беса, и немой стал говорить. Слава власти Твоей божественной, Христе Боже! Ты повелеваешь злым духам, и они с трепетом исполняют Твое повеление, хотя с обычной злобой, в которой пребывают нераскаянными. Господи! Изгони и из нас духа немоты, ибо и мы подвержены ему: когда нужно усердно каяться Тебе, мы делаемся немы и не знаем, что говорить; когда нужно усердно молиться, мы опять немы и не знаем, как молиться, о чем просить, за что благодарить и как благодарить; на разглагольствие о житейском у нас язык свободно движется и говорит иногда без умолку, а как дойдет до божественного, до спасения души ‒ и язык немеет. Где принято в обществе говорить о Божестве, о спасении души грешной, о вечной жизни? Почти нигде. Тут мы немы. Господи! Избави нас от духа немоты и научи нас, что говорить и что угодное Тебе, Богу ‒ Спасителю нашему. Аминь.
1904 г.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829‒1909).
По материалам сайта www.valaam.spb.ru.