На 25 мая в этом году приходится праздник Вознесения Господня.
Вечером, 24 мая 2023 года, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
За Богослужением, на Великой Вечерне, были зачитаны паремии праздника - отрывки из книг Ветхого Завета (2 и 63 глав «Книги пророка Исайи и 14 главы «Книги пророка Захарии»), содержащие предсказания о вспоминаемом событии, и далее, за Утреней, за Полиелеем, было пропето Величание Вознесению («Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние») и зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (гл.16, ст.09-20),в котором содержится уже новозаветное описание события праздника.
По завершении Евангельского чтения, отец Алексий совершил помазание богомольцев освященным елеем. Собравшиеся подходили поклониться иконе Вознесения, подходили под помазание и получали кусочек освященного за Литией хлеба.
По традиции праздничных и воскресных дней, утром, 25 мая 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию и Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Служение Поздней Божественной
Литургии возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
Богослужебные песнопения и за Ранним, и за Поздним Богослужением исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
За чтением Священного Писания были зачитаны отрывки из книги «Деяний святых апостолов» (гл.01, ст.01-12) и Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.24, ст.36-53), в которых описывается событие Вознесения Господа Иисуса Христа.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец-настоятель произнёс проповедь.
По совершении Таинства Причастия за Поздним Богослужением перед возложенной на центральный аналой иконой праздника Вознесения было совершено славление: пропеты Тропарь, Кондак и Величание.
Завершили Богослужебный день Молебен и Панихида.
***
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник – Вознесение Господне.
На сороковой день после Своего Воскресения Господь возносится на небо и этим заканчивается дело “домостроения” человеческого рода. Господь Своим Воскресением очищает человеческую природу от власти греха, а Своим Вознесением возносит человеческое естество на небо, чтобы нам пребывать одесную Бога Отца. По словам святых отцов, место пребывания человека – это Царство Небесное или же небо, а земная жизнь – это лишь временное жилище человека. Все мы призваны к жизни вечной, к жизни с Богом Отцом в Царстве Небесном.
Сегодняшний праздник – Вознесение Господне – это праздник всеобъемлющей любви Божией по отношению к человеческому роду. Господь после Своей крестной смерти и Воскресения еще сорок дней пребывал здесь, на земле. Он ободрял, вразумлял рассеявшихся учеников, укреплял их, объяснял пророчества ветхозаветных пророков. Так Он готовил Своих учеников к проповеди на всей земле, “по всей вселенной” (Мф. 24, 14).
Когда Господь говорил о том, что Он Вознесется и сядет одесную Бога Отца, ученики печалились, но Он говорил, что “лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам” (Ин. 16, 7) – Духа Святого, Который снизойдет на пятидесятый день по Воскресении. Поэтому Господь, вразумляя их, заповедует о том, чтобы они пребывали в Сионской горнице до того момента, пока Он ниспошлет Духа Святого на Свою малую Церковь, и после этого шли и проповедовали Евангелие по всей земле.
Вознесение Господне – это великий праздник, который призывает каждого из нас вознестись над своими телесными немощами и думать о небесном. Когда святые апостолы пребывали на Елеонской горе и видели Вознесение Господне, “предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1, 10–11). После этих слов ученики с радостью пошли в Сионскую горницу.
Они, взирая на небо, стремились к небесному, к духовному. Мы же чаще заботимся о своих земных благах и удобствах, совершенно забывая о том, что мы призваны стать членами Церкви Небесной. Святые апостолы, услышав слова о том, что Господь вновь вернется на землю, пошли обрадованные, желая вновь увидеть Спасителя мира. Мы же с вами очень часто боимся этого времени, потому что боимся Суда Божия, осознавая, что грешим и ничего с этим мне делаем. Мы всё знаем, всё понимаем, но почему-то у нас не хватает решимости и любви к Богу, чтобы побороть свой грех. Те слова, которые для святых апостолов были радостью, мы часто воспринимаем со страхом.
Апостолы были такими же людьми, как мы с вами, и, конечно же, услышав от Спасителя слова о том, что Он оставит их на земле и соединится со Своим Отцом, они опечалились. Но Господь сказал, что Он никогда не оставит их и будет с ними “во вся дни до скончания века” (Мф. 28, 20). Он ободрял их, и они понимали, что Он будет действительно с ними всегда.
Мы же, в свою очередь, очень часто печалимся, ропщем и вопрошаем: “Почему меня Господь оставил?” А ведь Господь никогда никого не оставляет.
Хотелось бы привести один пример из жизни. В одной семье рос сын. На летние каникулы мама и папа часто возили его в деревню к бабушке. Когда сын подрос, он сказал родителям, что уже самостоятельный и может сам отправиться к бабушке. И как родители его ни уговаривали, чувство гордости от возможности самостоятельной поездки превозмогло, и он сказал: “Нет, я поеду сам”. Конечно, родители волновались за него. Отец привел его на вокзал, посадил в вагон и что-то положил ему в карман рубашки, сказав: “Сынок, если вдруг тебе станет плохо или страшно, посмотри, что я тебе положил”. Но мальчик ответил, что он достаточно взрослый и самостоятельный и ему не будет страшно. Отец вышел из вагона, поезд тронулся, но с этого момента смелость мальчика куда-то улетучилась. Ребенку стало страшно. Он не мог спокойно смотреть и на тех людей, которые находились рядом с ним в вагоне, и на тех, кто входил в вагон во время остановок. Мальчик забился в угол, понурился, но в этот момент вспомнил о словах отца. Он тут же сунул руку в карман и достал оттуда записку, в которой было написано: “Сынок, не бойся, я еду в соседнем вагоне”.
Эта отцовская любовь по поношению к своему ребенку столь жертвенна и столь велика, что неужели мы можем подумать о том, что Господь может нас оставить, имея такую всеобъемлющую любовь к каждому человеку? Да ни в коем случае! Господь всегда присутствует нашей жизни, Он всегда рядом с нами, всегда нас поддерживает, всегда нам помогает в трудных ситуациях. Только мы по своей гордости и эгоизму очень часто эти успехи приписываем себе, а когда получаем заслуженные скорби, сетуем на то, что Господь нас оставляет и не спасает. Мы очень часто вспоминаем о Боге только в момент своих скорбей и испытаний.
Поэтому будем помнить о том, что Господь всегда с нами, что Он каждого ожидает в Царстве Небесном. Он каждому дал все то необходимое, что поможет нам соединиться с Ним в Царстве Небесном. Поэтому будем всегда жить с Богом и в Боге. Аминь».
Иерей Игорь Лысенок.
По материалам сайта www.spas-monastery.ru.