Вечером субботы, 20 мая 2023 года, в канун 6-й Седмицы по Пасхе и канун дня памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
На Великой Вечерне были зачитаны паремии апостола - отрывки из 3 и 4 глав «Первого Соборного послания апостола Иоанна Богослова».
За Утреней, за Полиелеем пелось величание апостолу Иоанну Богослову («Велича́ем тя, апо́столе Христо́в и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве») и читался отрывок из Святого Евангелия от того же апостола (гл.20, ст.11-18), повествующий о явлении и общении воскресшего Господа Иисуса Христа с Марией Магдалиной. По завершении чтения совершалось Воскресным, праздничным днём, 21 мая 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По завершении, отец Максим обратился к верующим со словом проповеди на тему читавшегося за Богослужением евангельского отрывка, и совершил праздничный Молебен и Панихиду. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением
регента Аллы Романовой.
На Сугубой ектение вновь возносилась Молитва о Святой Руси.
Согласно Богослужебным указаниям за обеими Литургиями читались Апостол и Евангелие Недели о слепом и апостола: отрывок из книги «Деяний святых апостолов» (гл.16, ст.16-34), повествующий об исцелении апостолом Павлом одержимой духом прорицательным женщины, заключении апостолов Павла и Силы в темницу, об их выходе из темницы и уверении охранявшего их темничного стража и всего его дома, и отрывок из «Первого соборного послания апостола Иоанна Богослова» (гл.01, ст.01-07) и отрывки из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Первый (гл.09, ст.01-38) содержал рассказ о чудесном исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного человека, во втором (составной: гл.19, ст.25-27,гл.21,ст.24-25) содержится повествование об усыновлении Господом, в момент Своих крестных страданий, Божией Матери апостолом Иоанном Богословом и подтверждение авторства данного Евангелия именно апостолом Иоанном.
По совершении Таинства Причастия за Поздней Литургией, перед иконами Воскресения Христова и апостола и евангелиста Иоанн Богослова было совершено славление этому святому: пропеты Тропарь, Кондак, затем отец Алексий зачитал Молитву апостолу Иоанну, хор пропел Величание. Из-за неблагоприятных погодных условий пасхальный Крестный ход вокруг храма в это воскресенье не совершался, но отец-настоятель совершил окропление собравшихся верующих Святой водой непосредственно в храме, после чего произнёс проповедь.
***
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.
В прошлое воскресение, в неделю о Самарянке, святая Церковь говорила нам, как от земного, плотяного состояния Христос возводит человека к состоянию небесному, духовному, к тому состоянию, в котором человек жаждет поклоняться Богу и молиться Ему. Ведь Самарянка пришла к колодцу за физической водой, которая удовлетворяет только земную жажду. Но когда Христос раскрыл ей ее грех, и она в покаянии бросилась к Нему, и когда в ней пробудилась духовная жажда, жажда Живой воды, текущей в жизнь вечную, жажда общения с Богом, ее первый вопрос был о молитве, где должно поклоняться Богу, как молиться? Вот сегодняшнее Евангелие и дает нам образ молитвы.
Проходя, Христос увидел человека, слепого от рождения. Будучи слепым от рождения, он никогда никого не видал. Он не мог себе представить образ человека. Он и Христа никогда не видал. Он только знал, что Христос проходит близко, что Он чудотворец и может дать ему зрение. И он стал кричать, звать Христа: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя»! Люди его старались унять, он мешал им слушать проповедь Христа, он нарушал порядок. Христос шел, окруженный Своими учениками. И они спрашивали: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам.» Давайте представим себе состояние этого слепорожденного. Он кричит, зовет… Его толкают, может быть, заставляют молчать, а он все кричит, просит… говоря по-нашему, молится. Наконец, Тот Невидимый для него Чудотворец подходит к нему. Но он не производит мгновенного чуда. Наоборот. Он делает нечто, что по человеческим понятиям могло бы казаться унизительным, неприятным. Он плюет и делает брение из плюновения и земли, и мажет глаза слепому. Но этого мало, Он посылает его с этим брением на глазах пойти умыться в купальне Силоам (что значит: посланный). Но слепой не возражает, он идет ощупью, спотыкаясь, подвергаясь насмешкам прохожих. Наконец доходит до купальни и умывается. И вот, исполнив все это, претерпев все это, наконец, прозревает и возвращается зрячим.
Вот образ молитвы для нас с вами. Ведь и мы духовно слепы и не можем видеть Господа. Но мы знаем, что Он есть. И будем призывать Его, будем вопиять к Нему, прося Его о помощи. И не будем унывать, если эта помощь не сразу дается нам. Может быть, нам придется пройти еще долгий путь, нелегкий путь, как путь слепого к купальне Силоам. На этом пути нас могут встретить неприятности, унижения, как брение для слепого. Все перетерпим. Будем послушны. Будем делать то, что Он нам повелел, будем идти той дорогой, которую Он нам указал, как слепому путь к купальне Силоам, и вот, когда мы все это исполним, тогда и Господь ответит нам на нашу молитву, и если Ему угодно, исполнит ее. И с нами получится то же, что получилось со слепым. Когда через обстоятельства нашей жизни Господь спросит нас: веруешь ли ты в Сына Божия? Мы ответим: веруем, Господи! и поклонимся Ему…
Только будем избегать всяких образов во время молитвы. Нам ничего не надо представлять себе, а вот как слепой, будем только знать, что Господь близко, что Он все может. И если будут происходить вещи, как бы противные нашей молитве, – не будем унывать, а будем надеяться, надеяться против надежды. И Он сотворит полезное нам. Будем хранить это состояние слепого. Это лучший образец молитвы.
Тропарь Недели о слепом, глас 5.
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Кондак Недели о слепом, глас 4.
Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый.
По материалам сайта www.msdm.ru.