Субботним вечером, 06 мая 2023 года, в канун 4-й Седмицы по Пасхе и в канун дня памяти святого мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги клириками храма - иереем Максимом Картуесовым и диаконом Олегом Машановым было совершено Всенощное Бдение.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
За Утреней, на Полиелее, был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.24, ст.01-12), повествующий о явлении Христовым ученицам ангела и в котором содержится описание того, как апостол Петр прибегает к пустой гробнице Иисуса.
По завершении чтения отец Максим совершил помазание верующих освященным елеем.
В сам воскресный день, 07 мая 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове. По окончании Богослужения совершались Молебен и Панихида. Богослужебные песнопения были исполнены хором храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
Во время чтения Священного Писания в это воскресенье были зачитаны отрывок из «Деяний Святых Апостолов» (гл.9, ст.32-42), повествующий о двух чудесах, совершенных апостолом Петром: исцелении расслабленного человека по имени Эней и воскрешении ученицы Тавифы (Серны), и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова, рассказывающий об исцелении
Господом Иисусом Христом расслабленного у Овчей купели Вифезда, воспоминанию которого и посвящена 4-я Неделя после праздника Пасхи.
На Сугубой ектение за Литургиями возносилась Молитва о Святой Руси.
По совершении Таинства Причастия за Поздней Литургией духовенство, хор и верующие прошлись Пасхальным Крестным ходом вокруг храма, по завершении которого богомольцы подходили под благословение Крестом, были совершены праздничный Молебен и Панихида.
***
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
В Неделю 4-ю по Воскресении Христовом в храмах звучит отрывок из Священного Писания об исцелении расслабленного у Овчих ворот в Иерусалиме.
Связь с Пасхой тем предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.
Но вернемся к евангельской истории! 38 лет, говорит Еванге¬лие (Ин 5:1-16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема, вырытых еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название).
Раз в год Ангел Господень… сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: "Хочешь ли быть здоров?" Больной отвечал Ему: "Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня". Иисус говорит ему: "Встань, возьми постель твою и ходи". Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!
Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более такое дело, как исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. В переводе на русский кондак праздника звучит так:
Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»
Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.
Тропарь Недели о расслабленном, глас 3.
Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели о расслабленном, глас 3.
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́емь:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.
Источник: Журнал Фома.
По материалам сайта www.msdm.ru.