29 апреля 2023 года, в канун 3-й Седмицы по Пасхе, в канун дня памяти святых жен - мироносиц и святых преподобных Зосимы Соловецкого и Александра Свирского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма- протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова при диаконе Олеге Машанове совершалось Всенощное Бдение.
Богослужебные пения исполнял хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
На Утрене отцом Алексием был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (гл.16, ст.09-20), повествующий о различных явлениях воскресшего Спасителя своим ученикам и Его Вознесении. По завершении чтения прихожане подходили поклониться иконам Воскресения Христова, святых жен-мироносиц и преподобного Александра Свирского и под помазание освященным елеем.
Утром, 30 апреля 2023 года, в храме совершались две Божественные Литургии.
Служение Раннего Богослужения совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По окончании отец Максим произнёс проповедь, совершил праздничный Молебен и Панихиду. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения также были исполнены хором под управлением регента Елены Суяковской.
В рамках чтения Священного Писания в этот воскресный день были зачитаны отрывок из книги «Деяний святых Апостолов» (гл.06, ст.01-07), в котором мы слышим рассказ о том, как в апостольской общение возникло
недовольство по поводу несправедливого распределения помощи нуждающимся, и евангельский отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Марка (гл.15, ст.43-47, гл.16,ст.01-08), повествующий о людях, память которых мы сегодня совершаем - женах –мироносицах Марии Магдалине, Марии Иосиевой, Марии Иаковлевой, Саломии и Иосифе Аримафейском, взявших на себя ответственность за погребение тела Господа Иисуса Христа, уход за ним.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились Молитва о Святой Руси и сугубая молитва о здравии недужных/болящих.
По совершении Таинства Причастия за Поздним Богослужением духовенство и богомольцы прошлись пасхальным Крестным ходом вокруг храма. Затем, отец - настоятель произнёс праздничную проповедь, были совершены Молебен и Панихида.
***
Проповедь иеромонаха Никона в Неделю жен-мироносиц.
Господь являет свою благодатную силу в нашей немощи, всегда оставляя нам свободу принять ее или отвергнуть.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе! Возлюбленные отцы, братия и сестры, в эту неделю Святая Церковь чтит память ближайших учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа, служивших и помогавших Ему во дни Его земного подвига. Это - жены-мироносицы, послужившие Господу от имений своих и заботившиеся о Нем, праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим, тайные ученики, потрудившиеся в Его погребении. Жены-мироносицы были со Христом распятым, не страшась разъяренной, беснующейся толпы, они не отступили от Христа до самой Его смерти. За это они и первыми сподобились ангельского благовестия о воскресшем Христе, и потом сами стали первыми благовестницами Воскресения Христа уже для апостолов, которые, в свою очередь, благовестили Евангелие всему миру. Благодаря Св. Марии Магдалине, подарившей императору Тиберию, со словами "Христос Воскрес!" красное яйцо, как символ воскресения, символ новой жизни во Христе, обычай дарить пасхальные яйца друг другу распространился между христианами всего мира. Божией благодатию, силою Его слабые женщины побеждали страх, труды, лишения и многие тяготы апостольского служения.
Благодать всегда содействует нам, именно содействует, а не действует вместо нас, как бы нам того не хотелось. Да она побуждает нас действовать, но ответ за нами: захотели - послушались ее, и тут же она нам в помощь, исправляет, восполняет, просвещает, содействует. Не захотели послушать благодать, поленились, надумали себе отговорок: мол не знаю, не смогу, бесполезно - тогда остаемся одни, и тогда нас учат безжалостные бесы. Эти женщины-мироносицы могли бы поддаться естественной женской слабости, устрашиться озверевшей толпы и жестоких последствий за следование своему Божественному Учителю, могли убояться неподъемного, особенно для женщин, труда апостольского служения - пешком одной благовестить всему миру! Но, как только они решились послушаться Бога - благодать, можно сказать, носила их на руках, защищая и сохраняя их от всех бед, пока они не исполнили меру своего послушания.
Как это происходит это с подвижником, да и со всяким человеком подробно описывает Св. Феофан Затворник. Благодать, которая явилась миру, людям ради подвига Христа, призывает всех ко Христу непрестанно: грешника - к вере и ко крещению во Христа, а крестившегося и сбившегося с пути, - ко обращению, к возвращению ко Христу. Некрещеному эта сила позволяет преодолеть узы греха, то есть непреодолимую человеком зависимость от греха, и полное подчинение диаволу до крещения. А крещенному – дает силы преодолевать остатки ветхого человека, «следы созданных прежде злых качеств, жало греха, то есть возможность и наклонность ко греху, хотя, конечно, обессиленная и ослабленная, остаются в человеке поврежденном», как пишет Святитель. Очищать свою природу от греха, развивать и совершенствовать начало новой жизни, достигать меры возраста Христова, составляет основную задачу земной жизни нового человека. Благодать по слову Святителя, поставляет человека в "среднее между грехом и добродетелью состояние". Он находится ровно посередине, в точке равновесия, на распутии своей воли склоняться к добру или злу, - к Богу, ко Христу, или к Его противнику. Дух Божий возбуждает, слово Евангельское указывает, Церковь через святых учит, как и за что взяться, напротив, враг через страсти тянет к назад ко греховной жизни. "Но Божественная благодать, – пишет Святитель Феофан, – возбуждает только мысли и чувства. Коль же скоро надо образовываться желанию и склонению воли вследствие того, она отступает и ждет, что изберет хозяин дома души. Когда образуется желание и склонение произволения, она снова приходит на помощь и помогает установиться тому, на что склонилось произволение" (устно).
Мы должны быть верными присутствующей в нас благодати. Неверность оскорбляет ее, и она или отступает, или ограничивает свое действие. Если крещеный совершает смертный грех или поддался влиянию страстей, Божественная благодать отступает от него, ибо «как пчелы отлетают от дыма, так отлетает и благодать Духа от дыма порочных дел и страстей». Такое отступление благодати от называют наказательным или обучительным; благодатное состояние возвращается к кающемуся грешнику через определенный «срок испытания». Благодать Святого Духа проявляет себя различно, в зависимости от отношения. «В иных пребывает она сокровенною, неявляемою; в иных обнаруживает себя,... но обнаруживает не непрерывно, а с перерывами; иных, наконец, осеняет вполне и неотступно являет действие свое, – и для них и для других заметное».
Размышляя о силе Божией благодати, которая превратила слабых и покорных женщин древнего востока в неустрашимых и мужественных последовательниц Божественной Истины, заметим, что Бог, Своей силой, Своей благодатью всегда явно и ощутительно вступает в действие только тогда, когда человек полностью исчерпал свои усилия и возможности, если человек не струсил, не отступил, но мужественно держался до конца. Сказано в Евангелии: "претерпевший же до конца спасется» (Мат. 24:13), и Апостол Павел говорит, что: "мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца" (Евр. 3:14). Для всех христиан святые жены-мироносицы являются символами верности, стойкости и мужества в служении Истине. Всех православных женщин, сестер и матерей от души поздравляем с праздником святых жен-мироносиц. Христос Воскресе! Аминь.
По материалам сайта www.valaam.ru.