Вечером пятницы,14 апреля 2023 года, в канун Великой Субботы завершающейся Страстной Седмицы Великого поста, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги была совершена Утреня с Чином погребения Плащаницы.
Богослужение возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили: иерей Стефан Бойко, иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков и диакон Олег Машанов.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Утреня предварялась Двупсалмием, далее читалось традиционное Шестопсалмие. Затем духовенством и хором, перед Гробницей с Плащаницей, было совершено пение и чтение 17 кафизмы Псалтири с погребальными тропарями, в трёх статиях. Далее, отец Максим и отец Олег зачитали Канон погребению.
По Великом Славословии был совершен Крестный ход с Плащаницей и Евангелием вокруг храма с многократным пением Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас), по завершении которого Плащаница была вновь возложена на Гробницу, под пение тропаря Погребения («Благообразный Иосиф…»). Далее было совершено чтение Священного Писания: отрывок из ветхозаветной «Книги пророка Иезекииля» (гл.37, ст.01-14), содержащий пророчество о Воскресении Христовом; отрывок из составного Апостола из «Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам» (1 Кор. 6:7-8) и «Послания святого апостола Павла к Галатам» (Гал. 4:13-14)), в котором апостол размышляет об искупительной Жертве, принесенной за нас Господом, и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл. 27, ст.62-66), повествующий о
запечатании Гроба Спасителя и приставлении к нему стражи.
Отец Алексий произнёс отпуст. Священнослужители и верующие совершили поклонение Плащанице, под исполнение стихиры « Приидите, ублажим Иосифа…» и чинопоследование 1-го Часа.
***
Чин Погребения Плащаницы Спасителя в Страстную Пятницу.
Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Богослужение Великой Субботы есть благоговейное бдение пред гробом Господним. Она начинается, как надгробная служба, как плач над мертвецом. После пения погребальных тропарей и медленного каждения духовенство выходит к Плащанице. Мы предстоим гробу Господню и созерцаем Его смерть. Поется псалом 118 и к каждому стиху его припеваются особые «похвалы», в которых выражается ужас всей твари перед смертью Господа, сострадание, скорбь.
После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом. Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть. Тут в первый раз, говорится, что эта суббота — воистину есть самый «благословенный день», когда-либо бывший.
После канона и великого славословия при пении «Святый Боже» и погребальном перезвоне колоколов Плащаница торжественно обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью. Затем Плащаница вносится в храм и полагается перед открытыми Царскими вратами в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Когда Плащаница возвращается на середину храма, читается паремия из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых — поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию: «И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете».
Далее читается послание апостола Павла к Коринфянам, научающее верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола: «Пасха наша, Христос, заклан за нас».
Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектеньи и благословения. По окончании утрени верующие восхваляют церковной песнью Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб. Умилительным напевом хор поет: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», и вновь совершается целование плащаницы.
Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они — не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения — глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.
По материалам сайта www.butovo.moseparh.ru.