Днём ,14 апреля 2023 года, в Великий Пяток Страстной Седмицы, в канун Великой Субботы, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко, иерея Олега Плешакова при диаконе Олеге Машанове была совершена Вечерня с чином выноса Плащаницы Господней.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
За Вечерней были зачитаны паремии - отрывки из ветхозаветных «Книги Исход» (Гл.33, ст.11-23), «Книги Иова» (Гл.42, ст.12-20), «Книги пророка Исаии» (Ис.52:13–15; 53, 1–12; 54:1), отрывки из «Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам» (Гл.1, ст.18-31, Гл.2, ст.01-02) и Святого Евангелия (читалось составное Евангелие, состоящее из отрывков из Святого Евангелия от апостолов и евангелистов Матфея (Гл.27, ст.01-44), Луки (Гл.23, ст.39-43), Матфея (Гл.27, ст.45-54), Иоанна (Гл.19, ст.31-37) и вновь Матфея (Гл.27, ст.55-61), повествующих последних часах земной жизни и распятии и смерти, погребении тела Спасителя).
Хором был исполнен тропарь Погребению «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое…». Под пение этого тропаря священнослужители совершили вынос из Алтаря и возложение на установленную в центре храма гробницу Господней Плащаницы.
Перед началом чтения Канона на плач Пресвятой Богородицы отец Алексий обратился к богомольцам со словом проповеди.
По завершении чтения, духовенство и собравшиеся верующие, под пение стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…», совершили поклонение Плащанице.
***
БОГОСЛУЖЕНИЯ СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЫ. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ. ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ.
Христос умер в этот день на кресте, в 3 часа дня. В воспоминание сего события в церквях выносят на середину храма плащаницу, украшенную цветами.
Затем под погребальный звук колокола совершается с нею крестный ход. И вновь святыня уносится в алтарь, до Пасхи, до Воскресения.
Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом.
Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветками и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус одежды... теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник все же пошел на поводу иудейских старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога... зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?..
Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: на всю Божественную любовь человек ответил хамской злобной неблагодарностью...
Христос умер. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце... лишь люди как ни в чем ни бывало пошли по своим домам к праздничной трапезе Песаха.
Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, обжигают.
"Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе."
Перед плащаницей — как бы Самим Христом все падают ниц. Потом совершается Малое Повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный святым Симеоном Метафрастом в X веке этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.
"Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.
Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.
О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.
Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше.
Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.
Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети."
По материалам сайта www.hramvkudrovo.ru.