Субботним вечером, 08 апреля 2023 года, в канун 6-й Недели по Пятидесятнице, Цветоносной, в канун дня празднования Входа Господня в Иерусалим, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги настоятелем храма- протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове было совершено торжественное Всенощное Бдение с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Утрене, по завершении Евангельского чтения (был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святого апостола и евангелиста Матфея (гл.21, ст.01-11, ст.15-17), повествующим о празднуемом событии), отец Алексий совершил чин освящения вербы, окропил верующих и вербы и листочки пальмы Святой Водой, совершил помазание собравшихся освященным елеем.
Воскресным, праздничным днём, 09 апреля 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоуста.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения были исполнены хором храма под управлением регента Елены Суяковской. По завершении Богослужения перед иконой Входа Господня в Иерусалим было совершено Славление празднику, отец Максим окропил верующих и вербы, которые они держали в руках, Святой Водой, произнёс праздничную проповедь, совершил праздничное Молебное пение.
Служение Поздней Божественной Литургии возглавил протоиерей Алексий Пелевин, ему сослужил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Богослужебные
песнопения исполнял хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
За Богослужениями были зачитаны отрывок из « Послания к Филиппийцам святого апостола Павла» (гл.04, ст.04-09), в котором апостол призывает нас радоваться, помышлять только о том, что «истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала», и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.12, ст.01-18), содержащий изложение события Входа Господня в Иерусалим данным евангелистом, описывает предваряющую его дружескую трапезу , вечерю,Христа в семье Марфы, Марии и Лазаря.
На Сугубых ектениях возносилась Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь.
По окончании Поздней Литургии также было совершено Славление и окропление богомольцев и веточек вербы и пальм Святой Водой. Совершалось и праздничное Молебное пение.
По завершении и Раннего, и Позднего Богослужений совершались и заупокойные Панихиды.
***
Протоиерей Димитрий Сизоненко. Проповедь на Вербное воскресение.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы разделяем чувства толпы людей, которые приехали на Пасху с ежегодным паломничеством в Иерусалим и услышали о том, что происходит что-то невероятное, что, вполне возможно, состоится царская интронизация, что, наконец, в Израиле будет восстановлено царство и будет Помазанник. Чудеса, которые совершает этот человека, может совершить только великий пророк. И вот все эти люди с ликующим ожиданием и радостью выходят навстречу Иисусу, потому что все они хотели увидеть этого Человека. Человека с большой буквы: слово «Человек» в Священном писании, если оно пишется с большой буквы, обозначает имя Божье.
Замечательно, если хотя бы какая-то толика этих чувств, этого ликования сегодня наполняет наше сердце, и мы можем как-то сообщать, передавать это друг другу.
Сегодняшнее Евангельское чтение от Иоанна содержит в себе то же вступление. Что предшествовало этому торжественному, триумфальному входу Христа в Иерусалим? Ему предшествовал дружеский ужин в семье, которую Он любил. Иисус любил Марфу, Марию, Лазаря – кроме того, Лазаря незадолго до этого Он воскресил из мертвых. Как будто устраивается такой дружеский ужин – праздник, семейная трапеза. Вероятно, это были одни из самых близких его друзей, которые всегда Его ждали. Вероятно, Он часто останавливался в их доме, потому что он находился совсем рядом с Иерусалимом. Кто из вас был на Святой Земле, в этом месте, видел, что сегодня там находится русский монастырь, и там археологи обнаружили камень с греческой надписью первых веков христианства.
Здесь впервые прозвучало слово «воскресение», ведь это место, где Марфа встречает Иисуса. Вы можете увидеть начало дороги, которая потом исчезает, а потом те же самые камни появляются у стен Иерусалима: достаточно просто спуститься в долину, потом подняться – и ты уже у золотых ворот Иерусалима.
Христос останавливается в Вифании, и здесь происходит эпизод, который останется в памяти всего человечества. То, что совершила Мария, этот удивительный жест любви, милости, в котором очень много смыслов, – останется в памяти навсегда. Везде, где будет проповедано Евангелие, будет вспоминаться Мария, которая приготовила самое драгоценное, что у нее было, для этого часа.
Христос приходит не только для того, чтобы войти на царский трон. Но и для того, чтобы принять смерть и муку. Поэтому в сегодняшнем празднике перемешивается что-то горькое, трагическое и одновременно очень торжественное и по-настоящему великое. Действительно, это некая увертюра – перед тем, что ждет Христа впереди.
На секунду сосредоточим внимание на этой женщине и на том поступке, который она совершает. Она приготовила драгоценное нардовое миро, которое изливает на ноги Иисуса, и Он видит в этом пророческий знак – Мария приготовила миро для Его погребения, но и для царского помазания, ведь это драгоценный нард, который подобает великому царю. Но одновременно это тот царь, который будет казнен, – и Ему понадобится бальзам, чтобы с почестью предать Его земле.
Здесь наступает момент, в котором обнаруживается и правда, и ложь – потому что в Евангелии от Иоанна все будто взвешивается на весах, и происходит суд. И этот диалог между молчаливой Марией, Иудой Искариотом и Христом является лакмусовой бумажкой для того, чтобы мы сами обнаружили в себе. Не нужно при этом демонизировать ни Иуду, ни самих себя. Но Христос в этом эпизоде напоминает нам об одной очевидной правде.
Жизнь невозможно купить, невозможно продать. Это то, что принимается как чистый дар, и может быть возвращено, как чистый, свободный дар – жертва святая, без всякого насилия. Со стороны того, кто ее отдает, – это добровольный дар. И это то, что произойдет со Христом.
Очень важно понимать, что Христос не пал жертвой каких-то предателей или насильников. Нет, Он ясно говорит о том, что Он сам предает эту жизнь. Никто не может взять это у Него – жизнь можно принять и отдать только даром. А у Иуды совершенно другая логика, и, к сожалению, мы живем в мире, где господствует именно эта логика. Мы сами не замечаем, как легко мы предаемся логике, в которой все продается и покупается. Если кто-то кого-то любит и способен на бесконечную щедрость, мы можем посчитать: как это можно монетизировать? И придумать какой-нибудь благочестивый предлог, например «раздать нищим».
На самом деле нам наплевать на этих нищих, но, тем не менее, мы будем кого-то учить: «Зачем строить дорогие храмы, если это можно потратить на больницы или дома престарелых?» Но это логика Иуды. Другой момент, где проявляется Иуда, — это принцип «каждый сам за себя, а Бог за всех». Потому что Иуда в данном случае вор: он тратит на себя то, что принадлежит всем – всему человечеству.
Но все таланты, всё, что Господь дает нам в этой жизни, не принадлежит нам. Оно дано нам как подарок — для того чтобы мы могли конвертировать это во что-то прекрасное: послужить ближнему, раскрыть свои таланты, послужить человечеству в самом благородном значении этого слова. Но когда мы пытаемся потратить это на самих себя, в нас просыпается Иуда Искариот. И без всякой дополнительной демонизации человек в такой ситуации оказывается в ночи, во мраке. А тот, кто по-настоящему способен на щедрость, на бескорыстную любовь, пребывает в свете, пребывает с Богом. Христос отвечает Иуде: «Нищих всегда будете иметь с собой, а Я не всегда с вами». И этот эпизод намекает нам о том, что в те моменты, когда нам кажется, что мы вдохновлены высокой идеей и мы с Богом, – мы на самом деле бесконечно далеки от Него.
Может быть, самое замечательное, о чем можно сегодня еще подумать, это об ослике, который является транспортным средством для великого царя. Конечно, мы представляем сильных мира сего, прилетающих на вертолетах, в торжественном сопровождении, а Христос входит в Свою столицу, в Иерусалим, как царь мира, как в свое время входил Соломон, — но на скромном ослике. И этот ослик – образ человеческой души.
Для того чтобы Бог мог войти в этот мир и царствовать в нем, нет другого способа, кроме как через смиренное сердце самых простых людей. Сердце, которое способно любить, голос, который способен звучать без всякого фальцета, нажима, фальши. Тот, кто способен на простое милосердие, обладает этой благодатью.
Безусловно, в Иерусалиме можно было найти сотни других, более прекрасных, искусных, подходящих животных – но Христос выбирает самого смиренного и самого простого. Потому что Ему нужны именно такие сердца, через которые Он являет Свою красоту, через которых Он может воцариться.
В Евангелии от Луки есть дополнительные детали. Например, фарисеи приказывают Христу, чтобы ученики замолчали, чтобы толпа перестала воспевать хвалебные гимны, которые, на самом деле, – песни интронизации, чтобы не привлекать к себе римскую гвардию, потому что это кончится кровопролитием. И Христос говорит замечательные слова: «Если они замолчат, то камни возопиют». Святые Отцы свидетельствуют о том, что, когда Христос был распят и умер, знавшие Его ученики молчали из страха. Но в тот момент камни, действительно, начали восхвалять Бога, потому что случилось землетрясение: рассекались скалы, раскрывались гробницы. Сама природа засвидетельствовала о том, что Тот, Кто сегодня входит в Иерусалим, действительно великий царь. Ему принадлежит все на небе и на земле, и Он сегодня приглашает нас войти в Свое царство, где царствует жизнь, любовь, дар! И где по-настоящему человек может пребывать в свете и наслаждаться жизнью.
Аминь.
По материалам сайта Феодоровского собора.
По материалам сайта www.spda.ru.