06 апреля 2023 года, вечером четверга, в канун празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги, настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова при диаконе Олеге Машанове было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
Богослужебные песнопения исполнял хор под управлением регента Ольги Фомичёвой.
На Полиелее, за Утреней хором и духовенством было пропето Величание празднику:
«Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.».
За Евангельским чтением был прочитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.01, ст.39-49, ст.56), чтомый в канун Богородичных праздников и в канун празднования Богородичных икон, повествующий о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы во граде Иудине.
По окончании чтения, отец Алексий совершил помазание богомольцев освященным елеем. Верующие поклонялись иконе праздника, подходили под помазание, получали освященный за Литией хлеб.
В сам праздничный день, в пятницу, 07 апреля 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоуста.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
За
Литургиями читались отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (гл.02, ст.11-18), в котором прослеживаются две основные мысли: первая — о соприродности Христа Спасителя и тех, кого Он спасает, вторая — о сострадании Бога к людям, и Евангельский отрывок из Святого Евангелия от апостола и Евангелиста Луки (гл.01, ст.24-38), непосредственно повествующий о событии праздника.
На Сугубой ектение за Богослужениями были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец Алексий произнёс проповедь.
По завершении и Ранней, и Поздней Литургией перед иконами праздника Благовещения совершались Славление и праздничное Молебное пение. Также были совершены Панихиды.
***
ИЗ ПРОПОВЕДИ НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ БЕЛЯЕВА.
«Поздравляю …всех вас, дорогие братья и сестры, с двунадестятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
Мы с вами слышали сегодня в Евангельском чтении слова, которые нужно запомнить на всю жизнь: «Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему». Юной деве Марии предстоит вестник из горнего мира со словами: «Не бойся». Действительно, можно убояться, когда приходит вестник иного мира к человеку, который живет в этом материальном мире. Матерь Божия могла подумать, что это искушение, которое бывает со многими людьми, но Она преодолела это искушение, потому что он сказал «Я, Гавриил, послан от Бога возвестить Тебе радость великую». Представим себе: Матерь Божия имеет повеление родить сына, родить, не будучи замужем. Что это означало для девушки из Ветхого Завета? Это означало предстать перед Иосифом, ее обручником, и сказать, что она имеет во чреве сына. Его реакцию представить нетрудно, и мы об этом читаем в Евангелии. Когда он узнал об этом, он хотел тайно пустить Ее, потому что это был грех, который жестоко карался в Ветхом Завете. Таких женщин либо побивали камнями. Но Иосиф на это не решается. Он хочет тайно пустить ее. Что значит тайно пустить? Иосиф был ее кормилец. Другого источника существования у нее не было. Тайно пустить означало отпустить ее в никуда, обречь ее на несчастное существование. Это она тоже осознавала. Она осознавала, что должна родить Мессию. Мессия в представлении иудейского народа – это вождь, который спасет народ израильский. Но ей предстояло больше – ей предстояло родить Сына Божия, Богочеловека. Это нужно было вместить в сердце и ум юной Девы Марии. Это подвиг, который Она, наверное, Себе не представляла, но тем не менее, сказала: «Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему». За этими словами стояло Рождество, бегство в Египет, страх, что Младенец будет убит Иродом, трудности воспитания Сына. Затем испытания от людей, которые окружали Спасителя во время Его земного служения, непрестанные нападки от иудеев, саддукеев, фарисеев, это желание его унизить и в конечном итоге убить, предать Его смерти. Все это она несла в Своем сердце. Все это стояло за словами «Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему». Самое последнее и страшное испытание – это испытание у Креста. Умирал Ее Сын, но для Божией Матери Он был не просто Ее Сын, но Ее Бог. Эту тайну она носила в себе. На Ее глазах умирал Бог. Нам трудно представить те муки, которые Она пережила. Это великий крест и подвиг, за который Она получила великую милость от Бога быть предстательницей за весь род человеческий.
Эти слова «Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему» должны стать основополагающими словами для всех, кто следует за Христом и готов нести по жизни свой крест. Чтобы мы ни испытали, что бы ни было послано нам в нашей жизни, мы должны помнить слова Матери Божией. Дай Бог, чтобы эти слова отложились в наших сердцах на всю жизнь, и чтобы, когда нас посещают разные испытания и беды, мы всегда имели опору в этих словах Божией Матери и всегда обращались к Ней, когда нас посещают скорби и крест наш становится невыносимым. Она несла Свой крест с помощью Божией и помогает всем, кто старается нести по жизни свой крест.
Еще раз всех с праздником!».
7 апреля 2015 г.
По материалам сайта www.imonspb.ru.