Пятничным вечером, 31 марта 2023 года, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста) в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Олега Плешакова, иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Вечернее Богослужение - Утреня с чтением Акафиста Божией Матери («Взбранной Воеводе победительная…»).
Четыре части Акафиста были прочитаны духовенством поочерёдно перед возложенной на Центральный аналой и празднично украшенной иконой Божией Матери «Казанская».
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
***
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях.
Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.
При этом основной Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч.
«хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.
Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».
По материалам сайта www.prot-romaniy.livejournal.com.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/4084-v-kanun-subboty-akafista-prazdnika-pohvaly-presvjatoj-bogoroditsy-v-nikitskom-hrame-g-kalugi-bylo-soversheno-vechernee-bogosluzhenie-s-chteniem-akafista-bozhiej-materi-vzbrannoj-voevode#sigProGalleriaa3086f596a