В Никитском храме г.Калуги молитвенно совершили память святых 40 мучеников Севастийских.
21 марта в 2023 году приходится на четвёртый вторник Великого поста (его Крестопоклонной седмицы). В связи с особенностями церковного Устава, на сегодняшний день, с 22 марта, переносится празднование в честь сорока мучеников Севастийских.
20 марта 2023 года, вечером в канун памятного дня, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Полиелейное Вечернее Богослужение.
Утром ,21 марта 2023 года, в храме совершалось Уставное Богослужение (Чинопоследование 3, 6 и 9 Часов, Изобразительны) и Вечерня с Божественной Литургией Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, служение которого возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин, которому сослужили иерей Стефан Бойко и протодиакон Сергий Комаров.
На Сугубой ектение за Литургией была вознесена Молитва о Святой Руси.
По окончании Богослужения были совершены поклонение Кресту и чин славления 40 мучеников Севастийских (исполнены Тропарь, Кондак, отец Алексий прочитал Молитву мученикам, хор храма также исполнил Величание им), в завершении которого настоятель совершил окропление верующих Святой водой.
Прикладываясь к возложенным на Центральный Аналой Кресту и иконе 40 мучеников Севастийских, присутствующие получили, в знак благословения, «жаворонки»- булочки из постного теста в виде птиц, ставшие символом праздника, которые также были окроплены Святой водой.
***
"ХРИСТИАНСКИЕ ЖАВОРОНКИ". ПАМЯТЬ СОРОКА МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдикт), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий - одни из самых почитаемых раннехристианских святых, воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру в IV столетии.
Как повествует Житие этих страдальцев, около 320 года от Рождества Христова в армянской Севастии стояло римское войско, в котором было сорок воинов-христиан родом из Каппадокии. Военачальник принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда их арестовали, связали и раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Мучение было особенно тяжёлым, потому что на берегу озера для соблазна поставили тёплую баню. Но лишь один из воинов не выдержал страданий, вышел из озера и поспешил к бане. Но как только тёплый воздух коснулся его тела, он упал мёртвым.
Над мучениками заблистал неземной свет, и их страж Аглай был так потрясён этим чудом, что присоединился к оставшимся страдальцам. Так севастийских подвижников вновь стало сорок. Мучители, пришедшие некоторое время спустя, увидели, что воины-христиане не только не замёрзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а затем обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня святые страдальцы явились в видении епископу Севастийскому Петру и рассказали о своём подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил.
В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.
По материалам сайтов www.tsargrad.ru и www.msdm.ru.