Prev Next

19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Память 42-х мучеников в Амморее.

18 марта 2023 года, вечером в канун 3-й Седмицы Великого поста, Крестопоклонной, и в канун дня памяти 42 мучеников в Амморее, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.

На Полиелее, который, согласно Уставу, совершался в Алтаре, был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.01-10), в котором повествуется о том, как ученики и ученицы приходят к гробнице Спасителя и находят её абсолютно пустой.

По окончании Великого Славословия, под пение Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») отец Алексий совершил чин изнесения Креста, вынес Креста из Алтаря и возложил его на центральный аналой, после чего совершил каждение. Далее, под пение Тропаря на поклонение Кресту(«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»), священнослужители и верующие, троекратными земными поклонами, совершили поклонение чествуемой святыне. Затем, было совершено помазание собравшихся богомольцев освященным елеем.

19 марта 2023 года, воскресным днём, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе  Олеге Машанове.

Служение Поздней Литургии совершили иерей Стефан Бойко и диакон Олег Машанов.

 

На Апостольском чтении был зачитан отрывок из « Послания к Евреям святого апостола Павла» (гл.04, ст.14-16, гл.05, ст.01-06), в котором апостол называет Христа «Первосвященником», священником «по чину Мелхиседека».

За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Марка (гл.08, ст.34-38, гл.09, ст.01), который содержит учение Господа Иисуса Христа о Кресте.

На Сугубой ектение за Литургиями возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.

По окончании Богослужений совершались праздничные Молебные пения перед иконой Божией Матери « Всецарица» со Святой Горы Афон, иконой и ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца и иконой и ковчегом с частицей мощей святителя Николая Чудотворца  и поклонение Кресту.

***

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ.

Евангелие от Марка, 8:34 – 9:1.

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

Сегодняшний евангельский отрывок читается в воскресенье, которое называется Крестопоклонным и является срединным воскресеньем Святой Четыредесятницы, то есть предпасхального поста.

Отрывок этот невелик по объему, и мы можем поразмышлять над ним, прочитывая буквально каждый стих. 

В первом его стихе Иисус Христос говорит, обращаясь к Своим ученикам, а по сути дела, не только непосредственно к ним, но и ко всем, кто будет читать эти слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк, 8:34).

Эти слова стали хрестоматийными и теперь известны многим. Обращу ваше внимание прежде всего на то, что кто хочет идти за Мною – это условное предложение. Господь Иисус Христос безусловно оставляет человеку свободу и право выбора. «Невольник не богомольник», – гласит народная поговорка, которая афористично и точно выражает смысл христианства.  Невозможно стать христианином принудительно. Соблазн побудить к этому человека велик. Я сейчас говорю не о стратегиях государственного масштаба, когда христианство переводится на уровень идеологии и в этом смысле мыслится полезным и видится полезным государству, а о значительно более практических вещах. Когда мне больно за моего близкого, который погибает, как мне видно, в каких-то бедах, в пороке, в неправильном отношении к жизни, миру и самому себе, может возникнуть желание заставить его стать хорошим, заставить его поверить. И вот тут можно вспомнить сегодняшний евангельский текст или, для его расширения, «Легенду о Великом инквизиторе» Достоевского, в которой как раз рассказано о том, что является результатом воплощения идеи принудительного добра. Так вот, Господь наш Иисус Христос оставляет за человеком свободу.

Тот, кто выбирает следование за Ним, будет иметь награду, которая описана в сегодняшнем Евангелии: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1). То есть уже здесь, на земле, можно увидеть райскую славу, утешение и преображение бытия, полноту жизни, которая наступает для человека, оставшегося верным в главном и соблюдшего сердце свое для Бога и правды Божией в этом мире.

Но для того, чтобы, согласившись быть христианином, получить эту награду, нужно исполнить некоторые условия, о которых Господь говорит так: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34).

Итак, условий три.

Первое – отвергнуться себя. Христианство воспринимает человека не в контексте руссоистской антропологии, согласно которой человек хорош сам по себе, так что, если его, как цветок, пересадить на возделанное поле и оставить расти самого по себе, он принесет дивный плод и будет вкусен и свеж, ясен и прекрасен. Мы смотрим на человека как на существо, в котором изначальная хорошесть искажена привитым к нему злом. В саду мы к дичку прививаем хорошую веточку, и оно начинает плодоносить, а здесь к хорошему дереву была привита дурная ветка, и дерево стало неплодоносным. Поэтому нужно измениться, отвергнуться себя, то есть преодолеть свою падшую природу и начать жить не противоестественно, а сверхъестественно, то есть справляясь с теми немощами нашей природы, которые называются довольно мудреным славянским выражением «удобопреклонность ко греху». Человек, которому она свойственно, на дурное соглашается охотнее, чем на хорошее. Например, если приводить совсем бытовой пример, ему легче выпить банку пива лежа на диване, чем встать и подмести комнату.

Второе условие пути ко Спасению – взять свой крест, то есть принять то, что жизнь – это не есть что-то вроде поездки не просто в комфортабельном автомобиле, но даже и на троллейбусе, и даже на велосипеде с инерцией. Все мы знаем спортивный велосипед: разгоняешься, ставишь ноги на педали, и он едет. По христианскому пониманию, жизнь – это как детский велосипедик, самый полезный, в котором педали нужно крутить все время, и если на какое-то время остановишься, тут же и упадешь. Крестоношение – это восприятие жизни не как развлечения или инерционного существования, но непрестанного делания, когда, продолжая наш пример, крутишь педали все время, а при этом имеешь возможность любоваться прекрасной картиной мира, видеть восходы и закаты, встречать снег и дождь и многое иное дивное и славное.

Третий важный принцип христианского миропонимания – «следуй за Мною». Аскетика, то есть сохранение себя от греха, важна не сама по себе, как, скажем, Великий пост в представлении многих популярных изданий, которые рекомендуют соблюдать его чисто в гастрономическом отношении. Сегодня буквально везде, в любом кафе представлено постное меню. Но есть определенные продукты – еще не значит соблюдать пост. Равно как заниматься аскетическими упражнениями, которые не связаны с устремлением души к Богу (как это делал, скажем, Рахметов), не значит приносить добрый для своей души результат. Потому что главная цель и польза достигнуты не будут.

Вот такое короткое, казалось бы, размышление только над несколькими стихами Евангелия показывает, что эта Книга Жизни – не высокая метафора, а практический учебник, который хотя бы иногда стоит последовательно применять к себе.

Протоиерей Максим Козлов.

По материалам сайта www.hrampodborom.ru.

 

 

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 25 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте