Prev Next

12 марта.2-я Неделя Великого поста, святителя Григория Паламы.

11 марта 2023 года, вечером субботы, в канун 2-й Седмицы Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги было совершено Всенощное Бдение.

12 марта 2023 года, праздничным, воскресным днём, в храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.

Поздняя Божественная Литургия была совершена иереем Стефаном Бойко и диаконом Олегом Машановым.

На Апостольском чтении за Литургиями были зачитаны отрывки из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (гл.1, ст.10-14, гл.2.,ст.01-03,который учит нас, во-первых, тому, что нельзя отступать от истины, променивать её на преходящие блага этого мира, в во-вторых, говорит нам о важности умения слушать и слышать, и гл.07, ст.26-28, гл.08, ст.01-02-отрывок,чтомый в дни памяти святых, канонизированных в лике святителей, в котором апостол рассуждает о том, каким подобает быть Первосвященнику).

За Евангельским чтением читались отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (гл.02, ст.01-12), в котором приводится случай исцеления расслабленного, и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова ,чтение в день памяти святителей (гл.10, ст.09-16), содержащий вторую часть притчи Христа о добром пастыре.

 

На Сугубой ектение за Богослужениями были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси.

По окончании и Раннего, и Позднего Богослужений были совершены праздничные Молебные пения перед Святынями: иконой Божией Матери «Всецарица» со Святой горы Афон, иконой и ковчегом с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца и иконой и ковчегом с частицей мощей святителя Николая Чудотворца.

***

Проповедь
в неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского.
(12 марта 2023 г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем воскресном Евангелии мы слышали историю об исцелении расслабленного. Однажды Господь проповедовал в Капернауме, находясь в доме. Послушать Его собрались многие, так что уже у дверей не было места. И вот, четверо человек принесли к Нему расслабленного. Но, не имея возможности приблизиться к Иисусу, поднялись на крышу дома, раскрыли кровлю и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5). Некоторые из книжников, присутствовавших при этом, стали помышлять, что Он богохульствует, ибо кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2:6). Иисус же, понимая помышления их, чтобы они знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк. 2:10-12).

Здесь мы видим пример любви и веры со стороны расслабленного и его четверых друзей, которые немало потрудились, веря и надеясь, что Господь исцелит его. Они принесли его к Иисусу, не имея возможности подойти к Нему, подняли его на крышу дома, раскопали кровлю и спустили его к ногам Спасителя. Все возможно верующему (Мк. 9:23). И Господь, видя веру их, прощает расслабленному его грехи. Господь не сразу исцеляет расслабленного, но сначала прощает ему грехи, очевидно, давая понять, что причиной болезней часто является именно грех, и для исцеления телесного необходимо исцеление духовное, преодоление греха.
Только Бог может прощать грехи, как справедливо помышляли книжники. Но что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? (Мк. 2:6). И Господь исцеляет расслабленного, подтверждая Свою власть на земле прощать грехи и Свою божественную природу.
В неделю 2-ю Великого поста Святая Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Этот святитель жил в XIV веке. Он происходил из знатного рода и мог сделать блестящую карьеру при дворе Константинопольского императора. Но юноша решил посвятить свою жизнь Богу и, едва достигнув 20-ти лет, удалился на Святую Гору Афон. Здесь под руководством опытных наставников он научился сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.
В 30-е годы XIV века разгорелись споры между исихастами, свидетельствовавшими, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет, и сторонниками лжеучения Варлаама Калабрийского, отрицающего различение в Боге сущности и энергий. И поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете, ни как-либо ещё, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.
На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Великий пост – это время сосредоточенной молитвы, горячим поборником которой и был святитель Григорий Палама. И мы, сосредотачиваясь на молитве Великим постом, будем стремиться к стяжанию благодати Божией, которая, по словам святителя Григория, и есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога». Аминь.

Протоиерей Михаил Захаров.

По материалам сайта www.znamhram.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 264 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте