Prev Next

26 февраля. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Память преподобного Мартиниана.

Субботним вечером, 25 февраля 2023 года, в канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, Прощеного воскресения и дня памяти преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии Палестинских, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.

На Полиелее, за Утреней, перед евангельским чтением, хором храма был исполнен великопостный 136-й  Псалом «На реках Вавилонских…». По окончании Евангельского чтения (за Вечерним Богослужением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола  и евангелиста Луки (гл.24, ст.01-12), в котором повествуется о явлении ученицам ангела и о том, как апостол Петр прибежал к пустой гробнице)), были исполнены молитвословия Триоди Постной «Покаяния отверзи ми двери…». Отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.

В сам праздничный, воскресный день,26 февраля 2023 года, в храме было совершено служение двух Божественных Литургий.

Служение Ранней Литургии совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.

Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова.

На Апостольском чтении читался отрывок из «Послания к Римлянам святого апостола Павла» (гл.13, ст.11-14, гл.14, ст.01-04), в котором, обращаясь к христианской общине Рима, апостол  напоминает её членам о том, что одна значимая часть ветхозаветное традиции — десять заповедей Моисея — не утратила своего значения. Постановления Божии о недопустимости убийства, блуда, воровства, лжи, идолопоклонства имеют значения для всех членов Церкви — и тех, кто пришёл в христианство из иудаизма, и тех, кто поверил в Господа Иисуса, оставив язычество

 

 

За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.06, ст.14-21), содержащий наставление Господа Иисуса Христа о том, как надо поститься.

На Сугубой ектение за Богослужениями возносились особые прошения о мире, Молитва о недужных/болящих и Молитва о Святой Руси.

На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь на тему читавшегося отрывка.

По окончании и Ранней, и Поздней Литургий совершались праздничные Молебны и Панихиды.

***

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»: наставление на Неделю сыропустную — Прощёное воскресенье.

О Прощеном воскресенье, необходимости просить прощения и прощать и о правильном великопостном устремлении рассказал игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря. 

— Завтрашний воскресный день в церковном календаре обозначен тремя заголовками и одним примечанием, связанным с первым заголовком.

Первый заголовок, «Неделя сыропустная» – означает, что вкушению сыра и всей Масленице приходит конец, запустение. Поели сыр, молочное, блинное и яичное, и теперь сыропуст, начинается следом Великий пост. И более конкретно говорит примечание: «Заговенье на Великий Пост». Заговенье – это последний день перед постом. Заговляемся, вкушаем напоследок, но, конечно же, не объедаемся, ибо это грех, а на следующий день организму, желудку и всему человеку должно быть легко. Потому что весь Великий пост – это путь к лёгкости желудка, бодрости духа и полётности молитвы.

Второй заголовок – «Прощёное воскресенье» говорит нам о том, что для нас нет никакой возможности выпросить у Бога прощение наших грехов, если мы не простим всем людям их грехи и зловредные поступки.

Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос. Когда Он учил Своих учеников, как надобно молиться, Он научил их молитве «Отче наш», в которой содержится прошение: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). И затем Спаситель пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). 

И ещё, в Нагорной проповеди Спаситель говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

Тут нет никаких вариантов. Если я не прощу, то и мне Господь не простит. Именно поэтому так важно со всеми примириться.

Поэтому с давних пор принято перед началом Великого поста проверять свою совесть, так же, как мы делаем это каждый раз перед Таинством Исповеди, задавать себе вопрос: «Всех ли я простил?» и примиряться со всеми ближними и дальними, с кем были какие-нибудь ссоры или раздоры.

Для того, чтобы напомнить об этом, в каждом приходе, в каждом храме в этот день или после литургии, или в конце вечерни совершается особый чин прощения: священник или архиерей просит прощения у всех прихожан, и прихожане все друг у друга просят прощения. Поются трогательные, покаянные песнопения. Этот чин для нас очень важен, как напоминание о необходимом обстоятельстве для нашей духовной жизни. И это напоминание о том, что тему прощения нужно вынести за пределы храма и примириться с теми, с кем было непросто.

 

Иногда бывает совсем тяжело. Кто-то не хочет меня простить. Что же делать? Нужно рассудить. Святой Апостол Павел назидает нас: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). К сожалению, всегда могут найтись люди, которые не хотят быть с нами в мире. Одни люди хотят манипулировать, управлять нами и «включают обидку», другие настолько укоренены во зле, что ненавидят вообще всех христиан. И если объективно нашей вины перед такими людьми нет, нужно помолиться о них, чтобы Господь смягчил их сердце и дальше просто предать ситуацию в руки Божии. Это значит, что нам такого рода ситуацию своей проблемой считать не нужно. Мира нет не с нашей стороны, а со стороны другого человека. Что же поделать, мы должны заниматься своими проблемами, наводить порядок в своей душе. А они пусть занимаются собою.

Сейчас век цифровых технологий, можно с помощью смартфона разослать множество однотипных сообщений большому количеству людей. Стоит ли просить прощения подобным образом? Думаю, что вряд ли. Всё же это должно быть личностное общение, а не какая-то механика и автоматика. И это должна быть работа над собой.

Если я виноват перед человеком. Не просто обращусь к нему, не просто позвоню, а призадумаюсь и помолюсь о том, как общаться в дальнейшем, чтобы раздоры не омрачали жизнь.

Некоторые люди испытывают сложность с пониманием того, что такое прощение. Говорят: как я могу этого зловредного человека простить? Он мне столько всякого зла сделал, а я должен его возлюбить? Нет, я так не могу. Прощение не нужно путать с любовью. Любовь – это венец всех добродетелей. Это очень возвышенное чувство и действие. А прощение – это всего лишь не желать человеку зла. Не выделять его среди других.

Что желает христианин каждому из семи с лишним миллиардов людей на нашей планете? Доброго здоровья, хорошего настроения, верного пути ко спасению. И человеку, которого я должен простить, нужно пожелать того же самого. И это будет означать, что я простил этого человека, ведь я теперь не желаю ему зла.

Третий заголовок воскресного дня – «Воспоминание Адамова изгнания». Согрешил против Бога Адам, не послушал заповедь Творца Своего, вкусил раньше разрешения запретный плод – и оказался непригоден для жизни в раю. Тяжко было ему осознавать потерю рая. Вошли в его жизнь болезни, страхи, осознание своей смертности. Вся жизнь Адама и Евы после этого переменилась.

И мы, вступая на путь Великого поста, осознаём нечто подобное. Потерю праведности, потерю Богообщения. Дай Бог нам правильного Великопостного устремления. Чтобы пост не был для нас какой-то рутиной и отбытием наказания.

Чтобы мы поставили перед собой ясные цели: в чём мы хотим изменить себя? От какого зла уклониться? Какое добро сотворить? Чему научиться? Какие книжки прочитать?

Задать себе вопрос: знаю ли я основы своего православного христианского вероучения? Читал ли я Православный Катехизис? Если не читал, то Великим постом самое время прочесть. Ведь это каждый должен знать. В переводе с греческого «Катехизис» — это наставление в вопросах веры. А свою веру мы должны очень хорошо знать.

Дай Бог нам всем поста светлого, поста радостного, чтобы не терять зря времени, а потрудиться над собой, и с помощью разумного самоограничения, Таинств Исповеди и Причастия изменить себя навстречу Христу Спасителю.

Свет Его Воскресения из мёртвых становится всё ближе, ведь Пост приводит нас к Пасхе.

И Спаситель мира ждёт нас. Ждёт нас обновлёнными.

По материалам сайта www.ekaterinburg-eparhia.ru.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте