05 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. Празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Субботним вечером, 04 февраля 2023 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, первой недели в рамках подготовки к грядущему Великому Посту, и в канун дня празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
На Великой Вечерне были зачитаны паремии новомучеников - отрывки из книг Нового Завета (из книги «Деяний святых апостолов» (гл.4, ст.05-31), «Второго Послания святого апостола Павла к Тимофею» (Гл.4, ст.01-08), «Послание к Евреям святого апостола Павла к Евреям» (Гл.11, ст.33-40)).
На Полиелее, за Утреней, духовенством и хором храма было пропето Величание новомученикам и исповедникам Церкви Русской:
«Велича́ем вас, / святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, / и чтим честна́я страда́ния ва́ша, / я́же за Христа́ // претерпе́ли есте́» и за Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.28, ст.16-20),завершающий всё Евангелие от этого апостола, в котором Христос отправляет учеников на проповедь.
По Евангельском чтении были впервые в этом году пропеты молитвословия Триоди Постной «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
Отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем. Подходя поклониться возложенным на центральный аналой Евангелию и иконе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, каждый мог получить освященный за Литией хлеб.
05 февраля 2023 года, праздничным воскресным днём, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Служение Позднего Богослужения возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
За Евангельским чтением этого воскресенья читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.18, ст.10-14), содержащий притчу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее, и отрывок из Евангелия от того же апостола
( гл.21,ст.08-19), в котором Христос говорит ученикам о признаках конца мира.
На Сугубой ектение за Литургиями были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси, особая Молитва о здравии недужных/болящих.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь, также по завершении Позднего Богослужения перед иконой новомучеников было совершено славление празднику.
Традиционно, по окончании и Ранней, и Поздней Службы совершались праздничные Молебны и Панихиды.
***
Евангелист Лука, дорогие братья и сестры, передает нам рассказанную Христом притчу о мытаре и фарисее, предваряя ее такими словами: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (Лк. 18, 9). Таким образом, открыл каждому читающему Евангелие то, к кому обращена данная история, которая могла иметь место в Иерусалимском храме.
Набожные иудеи молились три раза в день: в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и поэтому в эти часы многие приходили в храм помолиться. Пришли в храм среди прочих некий фарисей и мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 11–12).
Из данных слов фарисея мы можем увидеть, что, собственно, он приходил молиться не Богу: он молился сам себе. Молитва всегда обращена к Богу, и только к Богу. Но фактически фарисей пришел в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.
По иудейскому закону был лишь один обязательный пост – в день очищения (то есть в десятый день седьмого месяца года). Но некоторые, стремясь добиться особых заслуг перед Богом, постились также по понедельникам и четвергам. Стоит отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревни. Постившиеся выходили на улицы с бледными лицами и печальным выражением лица, были небрежно одеты, поэтому в эти дни наибольшее число людей могли заметить их набожность.
Что же касается десятины, которую упоминает фарисей в молитве, то, как известно, все иудеи должны были приносить десятую часть от своих доходов левитам, как указывалось в 18-й главе Книги Чисел и в 14-й главе Второзакония. Но фарисеи демонстративно платили десятину даже с тех продуктов, которые не были указаны по закону или были исключены из него.
Помимо фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов, и, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение».
Действительно, молиться нужно со смиренным сердцем. Как заметил один богослов: «Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях». Только сердечное сокрушение позволяет человеку быть услышанным Богом.
Также стоит отметить, что презрение к своим собратьям и высокое самомнение обрекают нашу молитву на осуждение. Как заметил в одной из своих проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Чтобы освободиться от греха самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили себя в жилище Святому Духу… Так попытаемся сравнить их чистую добродетельную жизнь со своей».
Применяя эту притчу к себе и заглядывая в глубину своей души, мы должны сознаться, что нередко бываем такими же фарисеями, о каких говорил Христос. Лишись мы повседневного комфорта или коснись нас несчастье, как мы начинаем роптать: «За что Бог наказывает меня? Ведь у меня нет таких грехов, за которые я заслуживал бы такого наказания. Я не убийца, не грабитель, не вор; я посещаю храм Божий почти каждое воскресенье и во все большие праздники; соблюдаю все таинства и обряды; подаю милостыню нищим; я не таков, как прочие люди; за что же Ты караешь меня так, Господи?»
Говорящий или думающий так разве не тот же самооправдывающийся или самовозвышающийся фарисей, о котором говорил Христос в Своей притче? Постараемся же, дорогие братья и сестры, и в горе, и в радости молиться со смирением: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»
Помогай нам в этом Господь!
По материалам сайта www.tv-soyuz.ru.