22 января. Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Память святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.
21 января 2023 года в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы(Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение в канун 32-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея России чудотворца.
Богослужение возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили: иерей Максим Картуесов, иерей Стефан Бойко и диакон Олег Машанов.
На Великой Вечерне читались паремии святителей. На Полиелее, за Утреней было пропето величание святителю Филиппу: «Величаем тя, святителю отче Филиппе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.21, ст.01-14), повествующий о чудесном улове рыбы и явлении Спасителя своим ученикам. По завершении чтения отец – настоятель совершил помазание Богомольцев освященным елеем.
22 января 2023 года в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по ёё окончании совершил иерей Максим Картуесов.
Позднюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Стефан Бойко.
За Евангельским чтением в это воскресенье читался отрывок из «Святого Евангелия» от апостола и евангелиста Матфея (гл.04, ст.06-17), повествующий о начале проповеднического служения Господа Иисуса Христа.
На Сугубой ектение за Богослужениями возносились Молитва о Святой Руси и Сугубая Молитва о недужных/болящих.
По завершении и Ранней, и Поздней Литургии совершалось славление перед иконой праздника Крещения Господня (были пропеты Тропарь, Кондак и Величание празднику).
***
Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Если зайти в церковный книжный магазин и обратить внимание на ассортимент книг, которые там находятся, то, среди прочего, мы увидим массу всевозможных инструкций относительно покаяния и исповеди. Это будут пособия по подготовке к исповеди, будут списки грехов, общие размышления о покаянии, сборники великопостных проповедей, посвящённых покаянию и так далее. Призывом к покаянию пронизана церковная проповедь, можно сказать, мы, находясь в Церкви, живём в пространстве покаяния. Евангельский голос Христа Спасителя призывает к тому же — он призывает к покаянию.
Но вот что странно: если немного полюбопытствовать и пройтись самым обычным поиском по электронной Библии, то мы обнаружим, что во всём корпусе библейских книг слова, образованные от слова «покаяние», встречаются только 27 раз, при этом в качестве призыва из уст Христа — всего лишь один раз, в том отрывке Евангелия от Матфея, который мы сегодня услышали. Евангелие от Иоанна и вовсе не содержит этого слова, впрочем, апостол и евангелист Иоанн Богослов компенсировал своё упущение к книге Откровения, в которой немало призывов к покаянию, но они не принадлежат Христу. А вот если мы всё тем же обычным поиском по электронной Библии вычленим слова, образованные от слова «радость», то выясним, что такие слова встречаются в библейских книгах 185 раз, что почти в семь раз больше, чем слова, образованные от «покаяния».
Сама по себе эта нехитрая статистика весьма удивительна, становится не совсем понятно, каким образом именно призыв к покаянию, а не к радости о Христе, стал основным призывом церковной проповеди. Возможно, дело здесь в том, что с какого-то момента христианство начало восприниматься не как предвосхищение блаженства Царства Божия, а как метод борьбы с дурными человеческими качествами, носителями которых является каждый из нас. Все мы страдаем от самих себя, а заодно и мучаем окружающих. Нам это не нравится, мы пытаемся измениться, внимательно смотрим за собой, исповедуем грехи, ненадолго испытываем облегчение, снова грешим и снова каемся. Так по кругу и до самого конца.
Проблема здесь, как кажется, в том, что при таком подходе невозможно измениться, меняет человека нечто совершенно иное. То, что раз и навсегда изменило апостола Павла, ведь в его посланиях невозможно найти длительного и изнуряющего апостольского плача о собственных грехах, которые у него, как и всякого другого человека, несомненно, были. То, что изменило и других апостолов, которые тоже дружно забыли о своих грехах. Не было сугубого плача о грехах и у первых христианских мучеников. У всех этих людей была нескончаемая непоколебимая радость о Возлюбившем нас немощных и грешных Господе Иисусе Христе. Все эти люди сумели покаяться в истинном смысле этого слова — они изменились, они стали совершенно новыми людьми, живущими не по закону плоти, но по закону Духа, совершение какого-либо греха стало для них невозможным. А изменил их Дух Святой, Посланный от Отца Господом Иисусом Христом.
Пусть же Он придёт, вселится, очистит от всякой скверны каждого из нас, и вместе с этим наполнит наши души всепоглощающей радостью о Христе Воскресшем!
Обращение к верующим епископа Переславского и Угличского Феоктиста по окончании Богослужения недели 32-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея России чудотворца.
По материалам сайта www.preparhia.ru.