Prev Next

В Никитском храме г. Калуги было совершено Богослужение в день Навечерия праздника Богоявления Господня.

Утром 18 января 2023 года, в Навечерие праздника Богоявления (Крещенский сочельник) в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено предпраздничное  Крещенское Богослужение: Царские Часы (чинопоследование 1, 3, 6 и 9 Часов с чтением псалмом, отрывков из книг Ветхого Завета, « Апостола» и Евангелий от апостолов  и евангелистов Матфея и Марка), Изобразительны и Великая Вечерня, переходящая в Божественную Литургию святителя Василия Великого.

Богослужение  совершил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин в сослужении всех клириков храма.

На Сугубой ектение за Богослужением  были вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси, читаемые  в эти дни по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и сугубая Молитва о здравии болящих.

На Заамвонной молитве священнослужителями был совершен Чин Великого освящения воды, по окончании перед свечой, поставленной перед иконой Крещения Господня, возложенной на центральный аналой и празднично украшенной, было совершено славление празднику.

 

В завершении, священнослужители совершили окропление храма освященной Святой водой.

***

Проповеди архимандрита Алипия (Воронова).

Поучение в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, Православная Церковь дает символ, преподносит множество прообразов из Священного Писания Ветхого Завета о  крещении Господа Иисуса Христа и освящении всего рода человеческого в Таинстве крещения.

Так, мы слышали чтение, как ветхозаветный пророк Моисей проводил евреев через Чермное море, вода разделилась по сторонам, стала стеной «сюду и  сюду», и евреи прошли по морю, как по суху. Дальше, когда Моисей вел свой народ по пустыне, в одном месте им встретилась река, но вода была горькая, негодная для питья, тогда Господь повелел Моисею бросить в воду дерево, и после этого вода стала сладка и вкусна.

Пророк Илия, когда приносил жертву Богу, то три раза возливал на жертвенник и наполнял ров водой; сошел огонь с неба и поглотил жертву, камни жертвенника и воду. Пророк Илия в конце своего служения Богу вместе с пророком Елисеем ударил по воде жезлом и прошел по реке Иордан, как по суху.

Пророк Давид в псалмах также пророчествует о крещении Господнем.

Последним прообразом крещения Господня был Иоанн Креститель, который по повелению Божию приходит из пустыни на реку Иордан и проповедует народу: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное, приносите плоды, достойные покаяния», то есть исправьте свою жизнь, вместо худого делайте хорошее, доброе, очистите свои сердца от грехов, чтобы достойно встретить Великого Царя царствующих и Господа господствующих. Он говорил: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Лк. 3, 5). Это означает, что все цари земные и владыки мира сего и все люди, которые гордятся, думают о себе высоко, должны понизить себя, смириться пред Владыкой всех царей. Таким только путем можно получить благодать от Него, путем смирения, уничижения. Но те, которые унижены в этом мире, восклоните свои головы, ободритесь, не унывайте, не падайте духом, потому что идет Сам Господь, Который есть любовь, сама кротость, само уничижение, Который любит уничижение и утешает таких людей.

Вот мы будем совершать великое освящение воды. Происхождение и значение этого обряда многие не понимают, и даже из священства. В древнее время святое крещение принимали взрослые, вначале они оглашались, то есть изучали закон Божий в течение сорока дней, молились, постились, были как бы полукрещеные. Два раза в году — накануне Богоявления, в Навечерие, и в Страстную Пятницу, вечером на Великую Субботу, эти оглашенные принимали святое крещение, чтобы встретить эти два великих праздника — Крещение и Пасху — в духовной радости вместе с другими верующими, уже крещенными.

Теперь же у нас нет некрещеных, язычников, и вместо их крещения Православная Церковь установила великое освящение воды в Навечерие Богоявления. Мы совершаем это освящение дважды: накануне и в самый праздник, но в Уставе этого нет, чтобы освящать воду два раза, но только один раз, накануне; в самый же праздник мы совершаем великое освящение по просьбе верующих. Но те, которые думают, что вода неодинакова, одна лучше другой, кощунствуют по своему неверию. Смешивают ту и другую воду вместе, думая, что одна имеет больше силы, другая — меньше. Но гораздо удобнее брать эту святую воду накануне, чтобы в самый праздник не брякать посудами, а прийти в храм Божий спокойно, хорошо помолиться и весь день провести в духовной радости.

Святые отцы очень хорошо устроили, что причащают Святых Христовых Таин в Великую Субботу, чтобы весь праздник Святой Пасхи провести радостно, а если кто принимает на себя такой труд, чтобы причаститься в самую Пасху, тот сам себя переутомляет и священников, так как много народа и много трудов надо им положить, чтобы исповедовать и причащать. Сам причащающийся во Святую Пасху, очень утомленный от многих трудов, не может уже так радостно проводить этот великий праздник. Так и святую воду лучше брать накануне, а в самый праздник лучше быть без всяких забот, а только молиться, радоваться, ликовать.

Как я уже сказал раньше, это есть неверие и кощунство — считать святую воду неодинаковой. Вода и та, и другая имеет одинаковую силу. Это есть великая святыня после Таинства причащения: она исцеляет болезни душевные и телесные, освящает дома, скот, наших близких, сродников и служит на всякую пользу нам. Поэтому эту святыню надо брать с великим страхом и трепетом, она хранится многие лета и не портится. Но и всякая святыня может быть нам во вред и осуждение, если мы принимаем ее без веры, страха и благоговения. Так и причащение Святых Христовых Таин бывает во осуждение, если человек приступает небрежно, без подготовки и без веры. Так и крещенская святая вода: если мы будем толкаться, лезть напролом в первые ряды с грязными сосудами, мы и сами — грязные сосуды, не очищенные покаянием от грехов, и не получим благодати Божией. Дух Святой отойдет от воды, вода испортится у нас, станет обыкновенной разлагающейся водой.

Я знал одну старушку, которая по своей немощи не могла ходить в храм Божий, но в 12 часов ночи на Крещение она приходила к проруби, читала молитвы, тропарь святому Крещению Господню, ждала, когда вода «закипит»,— и вода «закипала»; тогда она наливала эту воду, освященную Святым Духом, себе в сосуд и приносила домой. Эта вода была свята, хранилась у нее долго и исцеляла болезни. К ней приходили многие и просили этой воды. Она говорила им: «Ведь вы ходили в церковь и приносили себе воды, а я брала ее из проруби»; они ей отвечали, что их вода испортилась.

Вот, все мы крестились во святой купели с детства. Некоторые думают, что этого достаточно для спасения.

Нет, этого недостаточно. Святой Иоанн Креститель говорил ко приходящим к нему креститься: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).

Перед Вознесением Своим на небо Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет… именем Моим будут изгонять бесов… если что смертоносное выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 16—18). Но кто из вас обладает такими свойствами, кто исцеляет больных, изгоняет бесов, кто решится выпить яд и взять в руки змею? Мы не обладаем такими свойствами христианина, значит мы далеки от христианства.

Господь Иисус Христос, пребывая на земле, исцелял больных, не излечимых никакими человеческими средствами, и всегда Он спрашивал у больного: «Веруешь ли, что Я могу исцелить тебя?» Из этого видно, что надо иметь сильную веру, чтобы получить исцеление или дать кому исцеление. Для исцеления требуются два условия: во‑первых, чтобы Господь захотел исцелить, во‑вторых, чтобы больной имел веру. Господь говорил, что если будете иметь веру с горчичное зерно, то скажете горе, и она сдвинется с места (Мф. 17, 20).

Господь послал Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, Он крестил их Духом и огнем. Они говорили на разных языках, не учившись, получили дары чудотворения — так было нужно для распространения христианства. Своей огненной проповедью они привели весь мир ко Христу. Теперь же таких даров Господь не дает, они достигаются путем подвига. Святые угодники Божии являются образцами такого совершенства. Будем, по возможности, подражать со страхом, благоговением.

Так и за святой водой будем подходить спокойно, без толкотни, воды всем хватит, а если кому некогда, не наводите беспорядка, лучше идите домой и в 12 часов ночи, как та старушка, о которой я говорил, пойдите на колодец или на какой источник и возьмите с молитвой святой воды, и она будет свята и освятит тебя, твой дом, родных, скот и все, что ты хочешь, ибо Святой Дух сходит в эту крещенскую ночь и освящает все водные источники. Аминь.

5/18 января 1962 г.

По материалам сайта www.ppmon.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте