Prev Next

В Навечерие Рождества Христова в Никитском храме г. Калуги было совершено предпраздничное Богослужение.

06 января 2023 года, в Навечерие Рождества (Рождественский Сочельник) в храме в честь Рождества  Пресвятой  Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено предпраздничное Рождественское Богослужение.

Началось оно Царскими Часами, за которыми совершалось чинопоследование 1-го, 3-го,6-го и 9-го Часов с чтением псалмом, отрывков из Ветхого Завета, Апостольских посланий и Евангелий от апостолов и евангелистов Матфея и Луки, в которых затрагивается событие Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и изобразительными. Затем совершалась Великая Вечерня с чтением 8 паремий (отрывков из книг Ветхого Завета, содержащих предсказания о Рождестве Христове) и Божественная Литургия святителя Василия Великого, служение которой возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили: иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков, иерей Стефан Бойко и диакон Олег Машанов.

На Сугубой ектение за Литургией были вновь вознесены особые прошения и Молитва о Святой Руси.

По завершении Богослужения на середину храма была вынесена свеча, перед ней и перед возложенной на центральный аналой иконой праздника  священнослужителями было совершено славление - пение тропаря, кондака, особых торжественных песнопений, посвященных отмечаемому событию.

 

***

Поздравляю вас с навечерием великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это удивительный праздник, и удивительный сегодня день, так же как удивительна бывает и Великая Суббота перед Пасхой. Праздник — это Рождество, праздник — это Пасха, а вот накануне такого праздника, когда нас уже охватывает радость, когда мы веселимся, радуемся в преддверии окончания поста, — а сегодня сугубый пост, — бывает радостное предпразднование, и смысл этого предпразднования заключается в том, чтобы осмыслить самый праздник, продумать его. И не случайно сегодня читалось много пророчеств о рождении Господа нашего Иисуса Христа, сегодня были соответствующие Евангельские чтения, часы сегодня были необычные, — все было сегодня необычно. И вот, учитывая это великое предпразднество, духовенство во время сегодняшнего богослужения оделось в праздничные рождественские ризы.

Суть Рождества заключается в том (я уже говорил это вчера), что родился Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1, 23). И вот — ощущение, что с нами Бог, что мы хотим, готовы жить по Его воле. «Ты веруешь <…> и бесы веруют, и трепещут <…> неосновательный человек» (Иак. 2, 19–20). А мы должны веровать в любви к Богу. И между верой сатанистов — о которых сейчас не хочется упоминать — и верой сияющего, светящегося Серафима Саровского и других имеется огромнейшая дистанция. И вот как светлость праздника, как светлость нашего духовного состояния в этот день, и священник надевает белые и светящиеся одежды. Так вот давайте, чтобы не только ризы духовенства были светлыми, но чтобы и души наши в этот Божественный праздник были светлыми.

Праздник этот имеет еще одну удивительную особенность: апостолы его не праздновали, и первохристиане в первые века Рождество тоже не праздновали. Почему? Апостолы праздновали те события, в которых они принимали личное участие, которые они лично пережили. А на Рождестве-то их не было. У них не было потребности вспоминать Рождество. И был праздник испокон веков — праздник Богоявления, посвященный тому, что Бог явился в мир, явился для того, чтобы обожествить и поднять до неба человека, обновить, восстановить падший образ Адама. И лишь в IV в. и даже в начале V в., в значительной степени по стараниям Иоанна Златоустого, по его проповеди, возникло празднование Рождества Христова, но оно было как бы подспудно, оно праздновалось в дни Богоявления, совместно с Крещением. А Крещение Христово апостолы знали, учениками Крестителя Господня Иоанна были и апостол Андрей, и апостол Иоанн Богослов. Это они знали, это они пережили, это им было необходимо переживать вновь и вновь. Но уже в III в. свт. Григорий Богослов в своем чудесном слове на Богоявление говорил о Рождестве Христовом; он говорил о смысле Рождества, и частично его мысли я вам передавал сегодня и вчера. А в Средние века этот праздник, как писал один из немецких богословов середины нашего века, поднялся на пик, стал вершиной христианских праздников.

Очень любопытно сравнить отношение к Рождеству и к Пасхе у православных и у лютеран, западных исповедников Христа.

Для нас Праздник праздников — победа Христа над смертью, Его искупление. Сущность нашей веры заключается в Пасхе, Воскресении Христовом. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15, 17). А вот у лютеран и у других протестантов Пасха проходит бледно; у них центральным, высшим праздником является Рождество. С одной стороны, его празд­нуют очень по-мещански, как семейный праздник: частично это к нам перешло. А с другой стороны — и это, вероятно, главное, — они к нему подходят рационалистично. Им понятно рождение, им понятно, что явился Человек, Который начал учить, проповедовать, но вот Воскресение Христа, преображение человека через Воскресение Христово — это им оказывается доступным в меньшей степени. Известно, что отрицание Воскресения — это ересь. Вот поэтому соотношение значения наших православных праздников с религиозным ощущением и миропониманием протестантов оказывается разным.

Но, хваля Пасху, называя ее Праздником праздников, мы не умаляем Рождества, ибо если бы не было Рождества Господня, не было бы и крест­ной смерти Христа, не было бы и нашего спасения и не было бы сияющей и всепобеждающей Пасхи.

Давайте сегодня радоваться, что мы дожили до дней Рождества Господа нашего Иисуса Христа. И мне бывает немножко горько и обидно — у нас имеется чудный обычай: когда мы встречаемся друг с другом на Пасху, мы говорим: «Христос воскресе!» А почему мы не приветствуем друг друга особо на Рождество?

Христос родился! Воистину родился Христос-Еммануил! С нами Бог!

Храни вас всех Господь Бог!

Протоиерей Глеб Каледа.

По материалам сайта www.zachatevmon.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте