В Никитском храме г. Калуги был совершен Молебен на начало Нового года.
31 декабря 2022 года, вечером, в канун наступления гражданского новолетия, по завершении Вечернего Богослужения, перед иконами Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы и ковчегом с частицей мощей мученика Вонифатия, память которого Церковь молитвенно совершает 01 января, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков храма - иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова был совершен Молебен на начало Нового года.
Перед началом Молебного пения настоятель обратился к богомольцам со словом проповеди.
За Молебном возносились благодарственные прошения Господу за прожитый год и испрашивалось благословение на год наступающий. По завершении Апостольского и Евангельского чтений отец Алексий зачитал Молитву на начало Нового года. Были провозглашены Уставные Многолетия. Прихожане подходили ко Кресту и совершали поклонение возложенным на центральный аналой иконам и мощам мученика Вонифатия.
***
Об истории появления молебного пения на Новый год и празднования новолетия.
Мы знаем, что у нас есть два новых года – 1 января и 14 января, 1 сентября – индикт и 1 марта раньше начинался новый год. И это путает людей.
История русского Православного Церковного календаря как одной из основных составляющих истории русской культуры прошла долгий и сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось начало нового года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный – с 1-го сентября.
В 1492 году (в 7000 году от сотворения мира) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием церковным. Два века новый год отмечался в Российском государстве 1-го сентября.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит по обычаю святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: "Великому Государю нашему и детям его многая лета!" При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».
Посмотреть великолепие торжества новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки. Празднование новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.
Учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. В церковно-приходских школах учебный год стал начинаться с новолетия, впоследствии эта традиция распространилась на все другие учебные заведения и сохранилась по сегодняшний день.
Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т.е. 4 месяца.
Проведение в жизнь этой реформы Петра Великого, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский, а не церковный характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Новолетие в Церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в Церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору Константину за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Император Константин Великий повелевал оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински – налога), который собирали 1 сентября по окончании уборки урожая. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином Великим взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того временной интервал в 532 года называют Великим Индиктионом. От сотворения мира, которое в Православной календарной традиции привязывается к пятнице 1 марта 5508 г. до Р.Х., прошло всего 14 полных Великих Индиктионов. Нынешний пятнадцатый Великий Индиктион начался в 1941 году.
Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют суть праздников. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания от сотворения мира до второго пришествия Спасителя.
Годовой круг богослужений привязан отнюдь не к 1 сентября, а начинается праздником Пасхи. Первый Вселенский Собор (Никея, 325 год) устранил разнобой в определении времени празднования Пасхи. Святые Отцы утвердили традицию Александрийской Церкви, согласно которой Пасху надлежало праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, который в эпоху Никейского собора приходился на 21 марта. Все расчеты велись в системе Юлианского календаря, являющегося одним из самых больших достижений античной науки. Уникальная простота (3 года по 365 суток и 1 високосный в 366) и сравнительная точность (ошибка в сутки накапливалась в течение 128 лет) сделали Юлианский календарь незаменимым инструментом для составления всех астрономический таблиц.
Церковный календарь предусматривает повторяемость церковных праздников, каждый из которых является воспоминанием о некотором событии Священной истории. Поэтому годовая цикличность в Церковном календаре должна дополняться повторяемостью всего богослужебного круга. В христианской традиции такая богослужебная цикличность никак не может быть вмещена в границы одного астрономического года, поскольку центральная точка Священной истории – Воскресение Христово – принадлежит совершенно иной календарной системе. Христианская Пасха тесно связана с иудейской Пасхой, время которой рассчитывается в системе чрезвычайно сложного лунно-солнечного еврейского календаря. Эта особенность приводит к очень значительному увеличению полного Церковного года, в течение которого праздник Пасхи может занимать все возможные позиции в Юлианском солнечном календаре. Полный Церковный год, называвшийся в Византии Великим Индиктионом, а на Руси Миротворным Кругом, продолжается 532 астрономических года. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь Церковный календарь. Сам промежуток времени, в который празднуется Пасха, невелик. Поскольку лунный месяц равен, в среднем, 29 дням, но с учетом того, что Пасха обязательно празднуется в воскресенье, интервал, в который она попадает, равен 35 (29+7-1) дням. То есть сама Пасха может приходиться на любой день от 22 марта (4 апреля по новому стилю) до 25 апреля (8 мая по новому стилю). Однако внутри этого тридцатипятидневного интервала Пасха движется таким образом, что все астрономически возможные варианты исчерпываются в 532 года.
Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского Собора было воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона Юлианского календаря, освященного Церковью. Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа Папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает. В 1582 году булла Григория XIII "Inter gravissima" возвестила городу и миру о том, что следующим за 4 октября днем будет не 5, а 15 октября. Эта подвижка вернула день весеннего равноденствия, который с 325 года переместился с 21-го на 11-е марта. Чтобы предотвратить дальнейшее расхождение (1 сутки за 128 лет) фактического весеннего равноденствия и даты 21 марта, названной отцами Никейского Собора, папа Григорий решил уменьшить число високосов на один в каждые четыреста лет. Если в Юлианском календаре високос повторялся через три года на четвертый, то в Григорианском календаре года начала столетий 1600, 1700 и так далее считались високосными только в случае, если число столетий без остатка делилось на четыре. Это нарушение в регулярности високосов привело к большим неудобствам для хронологических и астрономических расчетов. Солнечные и лунные затмения, максимумы и минимумы переменных звезд, другие важные астрономические величины можно выразить точным положительным числом суток только в системе Юлианского календаря.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т.д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже, напротив, было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!" Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро – в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране" – прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Таким образом, после революции получилось, что Церковь празднует церковное новолетие 1 сентября (14 сентября по новому стилю), где положен торжественный молебен, а новый год, учрежденный богоборческой властью, празднуется 1 января в Рождественском посту и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции. Русская Православная Церковь обычно совершает новогодний молебен дважды: к 1-му сентября как к началу нового церковного года (или индикта), и к 1-му января как к началу гражданского нового года.
Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год.
Смыслом богослужения в новолетие стало воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге.
30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):
«Привнесение службы "начала инди́́кта, си́́речь новаго лета", в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…».
По материалам из открытых источников.
По материалам сайта www.stsl.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3981-v-nikitskom-khrame-g-kalugi-byl-sovershen-moleben-na-nachalo-novogo-goda#sigProGalleria9c4360a149