25 декабря.28-я Неделя по Пятидесятнице, святых праотец. Память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.
24 декабря 2022 года, субботним вечером, в канун 28-й Седмицы по Пятидесятнице, недели святых праотец, и в канун дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, служение которого возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин, которому сослужили иерей Стефан Бойко, иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
На Великой Вечерне были зачитаны паремии святителей (отрывки из книг Ветхого Завета). На Полиелее, за Утреней было пропето величание святителю Спиридону:
«Велича́ем тя, / святи́телю и чудотво́рче Спиридо́не, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего». И читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.24, ст.36-53),повествующий о явлении воскресшего Спасителя ученикам и Его Вознесении.
По окончании чтения отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем, в ходе которого раздавался освященный за Литией хлеб.
25 декабря 2022 года, воскресным днём, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннее Богослужение совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднее Богослужение возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
На Сугубой ектение за Литургией были вознесены прошения и сугубая Молитва о Святой Руси и Сугубая Молитва о здравии болящих/недужных.
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.14, ст.16-24),содержащий притчу Господа Иисуса Христа о званых на пир.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец - настоятель произнёс проповедь, а по завершении Богослужения было совершено славление перед возложенной на центральный аналой иконой святителя Спиридона: пропеты Тропарь, Кондак, зачитана молитва и пропето Величание святому.
По окончании как и Ранней, так и Поздней Божественной Литургии совершалось праздничное Молебное пение перед Святынями: ковчегом с ювелирной копией Честных Даров Волхвов, иконой и ковчегом с частицей мощей святителя Николая Чудотворца и иконой и ковчегом с частицей мощей святого преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе).
***
Проповедь в Неделю святых праотец.
Архимандрит Иосиф (Еременко).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Готовься, Вифлеем, украшайся, Ефрафа, где Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ» (из тропаря предпразднства Рождества Христова).
В эти предрождественские дни каждый христианин мыслью и духом устремляется к Святой Земле, к родине нашей веры православной, туда, где совершались величайшие события истории человечества.
Сегодня Святая Церковь Христова празднует память святых праотцов – земных предков Господа Иисуса Христа, – которые жили верой в обещание, данное Богом согрешившему и изгнанному из рая Адаму, что придет в мир Спаситель, Который избавит людей от последствия грехопадения Адама и Евы, Который восстановит в людях прежде падший Божественный образ.
В преддверии празднования Рождества Христова мы обращаемся духовным взором к тем людям и событиям, которые предшествовали Рождеству Спасителя мира. На Святой Земле есть святые места, с которыми связаны эти великие люди – наши святые праотцы – и великие события. Хеврон, Вифлеем и Иерусалим – вот три священных города, в которых и в окрестностях которых происходили важнейшие события священной истории человечества, это три этапа шествия в мир Мессии.
Вблизи Хеврона, под Мамврийский дуб приходила Святая Троица к Аврааму и обедала у него под этим дубом. Здесь же благословила Святая Троица Авраама и Сарру, жену его, и дала возможность родить сына Исаака на старости лет.
Рядом с Хевроном, в «Сугубой пещере» хранятся до всеобщего Воскресения прахи великих патриархов Авраама, Исаака и Иакова и жен их.
Около Хеврона, в Вифлееме родился святой царь Давид – праотец, пророк и прообраз Христа. Здесь же родился и Сам Христос, Спаситель мира.
К северу от Вифлеема находится Иерусалим – град Божий, град великого Царя, столица Давида, место страданий, смерти и славного Воскресения Спасителя мира.
Вспоминая эти святые места Святой Земли, более всего сегодня наши взоры обращаются к святому Вифлеему. «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15).
С древних времен Вифлеем назывался еще Ефрафа или дом Евфрафов. Эти наименования означают «плодородие», «изобилие хлеба», «дом хлеба». Но еще более, чем хлебом, богат и знаменит Вифлеем именами людей, живших здесь, которых мы помним, которые являются нашими праотцами. Елимелех и Ноеминь, праведная Руфь, праведные Вооз, Овид, Иессей, пророк Давид были жителями Вифлеема. В окрестностях Вифлеема, на плодородных его полях пас стада и воспевал под аккомпанемент псалтири славу Создателю мира и будущему Спасителю мира юный избранник Божий Давид. Сюда же приходил пророк Самуил, чтобы помазать юного псалмопевца в цари Израиля. «Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму» (1 Цар. 16: 10-13).
За несколько веков пророк Божий Михей предсказал величайшую славу маленькому Вифлеему – рождение в нем Пастыря, Который «упасет люди Своя нового Израиля»: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих. 5: 2-4).
И вот наступил этот великий момент, когда «в той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 8-11).
Не останемся и мы в стороне от этой великой Небесной радости, «с верой в честь Рождества Его рукоплеща благоговейно, возликуем, возглашая хвалу предпраздничную» (стихира святым отцам). «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось» (Лк. 2: 15), пойдем вслед за чудесной звездой, блистающей с высоты, чтобы очами веры увидеть Младенца, повитого пеленами, Пречистую Его Матерь Деву, Ее праведного Обручника и усердного воспитателя Богомладенца, поклоняющихся Ему мудрых волхвов и простых пастухов, чтобы и нам поклониться Ему, чтобы Вифлеемская звезда осветила пещеру нашего сердца, и оно стало колыбелью нашего Господа и Спасителя. Аминь.
По материалам сайта www.ппсобор.рф.