18 декабря. 27-я Неделя по Пятидесятнице. Память святого преподобного Саввы Освященного.
17 декабря 2022 года, вечером, в канун 27-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти святого преподобного Саввы Освященного - основателя монастырей, создателя богослужебного и монастырского устава, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение.
18 декабря 2022 года, воскресным днём, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннее Богослужение, Молебен и Панихиду по его окончании совершил иерей Стефан Бойко.
Служение Позднего Богослужения возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужил иерей Максим Картуесов.
За Евангельским чтением в это воскресенье зачитывался отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Луки (гл.17, ст.12-19), в котором повествуется о случае исцеления Господом Иисусом Христом 10 прокаженных на пути в Иерусалим, когда только один из исцелившихся, самарянин, возвращается к Нему, возвращается поблагодарить за своё исцеление.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец Алексий произнёс проповедь на тему Евангельского отрывка дня.
По завершении Позднего Богослужения также совершались Молебен и Панихида.
***
О десяти прокаженных, исцелении и благодарении.
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лук.17.12-19)
(Синодальный перевод).
Мы видим в Евангелии, что Господь постоянно помогает человеку, Он исцеляет человека, а как реагирует на это человек, среди прочего показывает исцеление десяти прокаженных. Господь часто учил притчами, а история с десятью прокаженными настолько образна и символична, что сама воспринимается нами как притча о благодарности и неблагодарности.
Этот евангельский эпизод Церковь обычно возвещает на благодарственном молебне. Без всякого сомнения, благодарность Богу и благодарность людям – одно из лучших человеческих качеств и наоборот, неумение благодарить часто является показателем эгоизма и незрелости души.
Еще до того как исцелить десять больных проказою, Господь уже исцелил человека страдающего этой болезнью. Тогда прокаженный преступил к Нему и просил: «Господи! если хочешь, можешь меня отчистить» (Лук. 5.11). Конечно же, Господь хочет исцеления человека, Он прикоснулся к страдающему этой страшной инфекционной болезнью и проказа оставила его. А теперь издалека, потому что больные проказой были изгнаны из общества, им было запрещено приближаться к людям и входить в селения, десять несчастных взывают: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» Весть об этом Человеке, Который творит невозможное, дошла и до отверженных.
«Идите – отвечает Господь – покажитесь священнику». Именно на священнике лежала тогда задача свидетельства о выздоровлении. Но еще на пути эти люди поняли что исцелились. Иноплеменик – самаритянин был единственным из десяти, кто вернулся воздать хвалу Богу и он, единственный из десяти, услышал от Спасителя: «Вера твоя спасла тебя». Можно понимать эту историю как символ – девять остались с ветхозаветным священником, остались вне новой благодати, но один, самаритянин, пришел ко Христу. И это созвучно словам Христа, обращенным к соплеменникам: «Многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом во Царстве Божьем, сыны же Царства будут выгнаны вон».
Конечно, у исцеленных наверняка были родные, родители, жены, дети, им не терпелось вновь их увидеть, им хотелось побыстрее вернуться к нормальной жизни. Но ведь эту возможность им даровал Этот Человек, Которого они назвали Наставником! Как можно было не благодарить Его?!?
Все что мы имеем, дар жизни, дар веры, друзья и материальные блага, верующий Богу человек воспринимает как дары Божии. И тогда, разве мы можем Его не благодарить? Преподобный Амвросий Оптинский сказал однажды: «Только благодари Бога и Он не оставит тебя». Не потому, конечно, что Бог нуждается в нашей признательности, а потому что мы, когда умеем Бога благодарить, помним о Нем и тем самым, это не Он, а мы не оставляем Его. А Он печется о нас. Апостол Павел написал, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим.8,2), то есть все, что с нами происходит, и не только то, что для нас радостно и приятно, но и то, что для нас даже тяжело и скорбно, – все может служить к нашему благу, может быть для нас добром. Но только в том случае, любим, а вернее сказать, учимся любить Бога. Потому что тогда мы знаем, что Господь Бог приводит нас именно к тем жизненным обстоятельствам, которые наиболее благоприятны для нас – благоприятны для нашего спасения. И если мы знаем об этом, тогда за каждой жизненной ситуацией и за каждым встреченным нами человеком мы будем видеть божественный о нас Промысл – заботу Бога о нас. И тогда мы будем благодарить Его: «Слава Богу за все!»
И быть может особая полнота благодарения, это наше участие в Божественной Литургии, одно из названий которой – Евхаристия, то есть по-гречески «Благодарение». Эта служба являет нам все что сделал для нас Христос Бог, сделал для каждого и для всего человечества: Он пришел в мир, Он взошел на Крест, Он умер и Воскрес, для того что бы никто не погиб, но все могли войти в Его вечное Царство. Аминь.
Протоиерей Михаил Браверман.
По материалам сайта www.zavet.ru.