06 ноября.21-я Неделя по Пятидесятнице. Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
05 ноября 2022 года, субботним вечером, в канун 21-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня празднования иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость», в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение, за Великой Вечерней которого читались паремии Богородицы (отрывки из книг Ветхого Завета).
На Полиелее, за Утреней было пропето Величание образу Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость»:
«Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим образ Твой святый,/ и́мже то́чиши исцеле́ния // всем с ве́рою притека́ющим».
По завершении чтения Евангельского отрывка из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.21, ст.01-14), повествующего о третьем, согласно данному апостолу, явлении Спасителя ученикам по Своем Воскресении из мертвых: чудесном улове рыбы и о том, как Господь разделил с учениками трапезу, отец Максим совершил традиционное помазание прихожан освященным елеем.
В сам праздничный, воскресный день, 06 ноября 2022 года, в храме были совершены две Божественные Литургии.
Раннее Богослужение было совершено иереем Стефаном Бойко и диаконом Олегом Машановым.
Позднее Богослужение совершили протоиерей Алексий Пелевин, иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
За Евангельским чтением в этот воскресный день читались отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки, содержащий притчу Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре, и отрывок из Святого Евангелия от того же евангелиста, традиционно чтомый в дни Богородичных праздников и в дни празднования Богородичных икон, содержащий беседу Христа с Марфой и Марией (гл.10, ст.38-42,гл.11, ст.27-28).
На Сугубой ектение за Богослужениями были вознесены Молитва о недужных/болящих и особые прошения и Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец Алексий произнёс проповедь.
По окончании Позднего Богослужения перед иконой Богородицы «Всех скорбящих Радость» было совершено славление празднику: пропеты Тропарь, Кондак иконе, молитва ко Пресвятой Богородице «Царице моя преблагая», Величание.
По завершении и Раннего, и Позднего Богослужения совершались праздничные Молебны и Панихиды.
***
Святая вера учит, что земная наша жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни - это уроки, какие дает нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.
Есть у нас нехорошая привычка - не узнавать себя в тех притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами. “Это нас не касается, мы не такие, это касается других”, любим мы говорить. А отсюда выходит то, что мы нередко при чтении евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим же нынешнюю евангельскую притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16,19-31) к себе настолько, насколько позволяет нам добрая совесть. Послушаем, о ком и что говорится в нынешнем Евангелии. Говорится о человеке богатом и о бедном Лазаре. О богатом, - что он жил богато, одевался роскошно, увеселял себя с друзьями на всякий день богатейшею трапезою, а к бедным и несчастным был крайне жестокосерд и скуп. О Лазаре говорится, что он в струпьях лежал у ворот дома богатого и желал питаться только крошками, падающими со стола богатого, и что псы, приходя, лизали его струпья. Потом говорится о состоянии того и другого после смерти, о злополучнейшей участи богача и о блаженной участи Лазаря: “Умер нищий и отнесен был Ангелами в царство небесное, на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его” (Лк. 16,22-23).
Следует обратить внимание на три важных момента: наше отношение к богатству, неизбежность смерти и действительность загробного бытия.
Уже в Нагорной проповеди Христос говорил о блаженстве нищих (Лк.6,20), о том, что не следует нам собирать сокровищ на земле (Мф.6,19), ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6,21). Богатство дает опасную для души сытость (Лк.6,24-25) и беспечность. И если страшен в мире голод голодных, то страшна также и сытость сытых. Христос предостерегал от любостяжания и однажды рассказал притчу о “безумном богаче”, думавшем стяжанием богатства достичь покоя, сытости и веселия (Лк.12,16-21). Христос призывал продавать имения, давать милостыню и тем самым приготовлять себе сокровище в Царствии Божием, куда вор не приближается и где моль и ржа не истребляют (Лк. 12,33).
Видели в богатстве опасность и святые апостолы (1 Тим.6,17; Иак.5,1). Жития святых рассказывают о многочисленных случаях буквального понимания евангельских слов: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах” (Мф.19,21).
Однако в слове Божием говорится иногда и об ином отношении к богатству, при котором можно спастись и достигнуть святости, оставаясь богатым. Богатым был Закхей (Лк.19,2), богатым был Иосиф Аримафейский (Мф.27,57), богатым был проданный в Египет Иосиф, заслуживший доверие фараона и распоряжавшийся его огромными сокровищами (Быт.39,5), богатым умер, после постигших его испытаний, праведный Иов (Иов.42,12) и др.
Опасно для души не богатство само по себе, а неправильное к нему отношение. Опасна надежда на него, как на некую силу, равнозначную силе Божией; богатство опасно, когда оно превращается в идола - Маммону. “Трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие” (Мк. 10,24).
Порфира, виссон, в которые одевался евангельский богач и его ежедневные пиры - все должно неизбежно окончиться смертью, отменить которую никакие теории не могут. Но и нищета Лазаря, унижения, обиды, несправедливость положения тоже окончатся смертью. Последняя есть уравнение всех.
После смерти должна быть по вере нашей жизнь, жизнь не в несколько десятков лет, а вечная - мучительная и страшная для обидчиков, угнетателей и блаженная и светлая для обидимых, угнетаемых. Это так ясно, так просто, а главное, так верно, и этого так требует наше внутреннее сознание, наше моральное чувство.
Вечная истина притчи о богатом и Лазаре уверяет нас в том, что за гробом начинается действительная вечная жизнь или действительное вечное мучение: душа богача, как и Лазаря, сохраняет свою жизненность, свои чувства, ощущения, свою индивидуальность; одна - в ужасном лишении, т. е. в состоянии, совершенно противоположном тому, в каком она была на земле, другая - в радости и довольстве. Они разговаривают: одна - в аду, в пламени, другая - в Царстве Небесном. И какой поучительный разговор между попавшим в ад богачом и между Авраамом, отвечающим за Лазаря! Богатый просит послать Лазаря в дом отца его предупредить пятерых братьев не жить той жизнью, которую вел он, и, несомненно, продолжают вести братья его.
Первое впечатление от отказа послать предупреждение как будто несколько тягостное и жестокое, но если глубже вдуматься, то становится ясной бесплодность посылки. Зачем? Ведь есть простейшая ясность Закона Моисеева и пророков, запрещающая так жить на земле, как жил богатый, никогда не облегчивший участи Лазаря. Если люди не слушают Моисея и пророков, при всей ясности преподанного им учения, то и пришедшего из потустороннего мира не примут. Конечно, объяснят такое явление “научно”, как галлюцинацию, самообман, плод расстроенного воображения, и снова жизнь потечет по-прежнему.
Для верующего сердца притча о богатом и Лазаре - это Божественное разрешение одного из мучительных вопросов - жизнь “там”. Вот цель приобретения, вот сокровище благих. Тело непременно умрет, и порфира и виссон истлеют, а бессмертная душа будет или в обителях Отца Небесного, или в местах бесконечного мучения.
Аминь.
По материалам сайта www.stjohndc.org.