25 сентября. Седмица 15-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Память святого преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца.
24 сентября 2022 года, в канун 15-й Недели по Пятидесятнице, перед празднованием Крестовоздвижения, и в канун дня памяти святого преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова, диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
За Евангельским чтением Воскресной Утрени был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святого апостола и евангелиста Луки (гл.24, ст.01-12), рассказывающий о явлении Христовым ученицам двух мужей «в одеждах блистающих», сообщивших им о том, что Спаситель воскрес, как и обещал, говорил им, будучи ещё живым, и о том, как апостол Пётр прибегает к пустой гробнице, не нашёл в ней Тело Христово.
По завершении чтения, отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.
25 сентября 2022 года, воскресным днём, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоуста.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднее Богослужение возглавил протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Стефан Бойко и диакон Олег Машанов.
За Евангельским чтением за Литургиями читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.22, ст.35-46), содержащий беседу Господа Иисуса Христа с законником о том, какова «наивысшая заповедь в законе».
На Сугубой ектение за Литургиями возносилась Молитва о скорейшем восстановлении мира на Украине и Молитва о недужных/болящих.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец - настоятель произнёс проповедь на тему Евангелия дня.
По окончании и Раннего, и Позднего Богослужений совершались Молебные пения перед иконой праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
***
Две важные темы затронуты в сегодняшнем евангельском чтении: первая – о наибольшей заповеди в законе, вторая – о том, Кто же такой Христос. «Христос» – греческое слово, по-еврейски оно звучит как «Мешиах», или «Мессия».
Мы неоднократно слышали в Священном Писании, что Господь не дозволял ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в истинном понимании Своего служения, потому как необходимо было радикально изменить их представление о Христе.
Самым распространенным титулом Христа был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось чаяние народа о том, что однажды явится наследник царя Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет народ к завоеванию всего мира. Эти ожидания мы встречаем и на страницах Евангелия: слепые, просящие прозрения, кричали Ему: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). И когда Господь входил в Иерусалим, то, как мы читаем у евангелиста Матфея, народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). «Осанна» означает «спаси нас», то есть «спаси нас, Сын Давидов!»
Но Господь открывает ученикам и фарисеям иное значение Мессии. Он цитирует 1-й стих 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1).
Все понимали, что этот стих говорит о Христе. Спаситель указывает на то, что Давид называет Христа Господом, а значит, Он не просто Сын Давида по плоти, Он – Господь Давида, ибо Христос – Сын Божий. Этим Спаситель говорил иудеям о том, что пришел в мир объединить людей не силой оружия, а силой любви, которую Он ставит на высшее место во взаимоотношениях между Богом и человеком. Эти взаимоотношения и есть вера.
Господь цитирует слова Книги Второзаконие: … и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5).
Это значит, что мы должны отдать Богу всю любовь, – любовь, которая владеет всеми нашими чувствами и направляет наши мысли и поступки. Вера начинается с любви, представляющей собой посвящение жизни Богу.
Вторая заповедь, которая, по словам Христа, подобна первой, цитируется Господом из Книги Левит: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш (Лев. 19, 18).
Наша любовь к Богу должна проявляться в любви к людям, ибо человек есть образ Божий. Поэтому по-настоящему мы можем полюбить человека, лишь полюбив Бога.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Тем, кто не верит в Бога и ни во что духовное, одна только правда важна, к одной только правде стремятся они. К какой правде? К правде земной, к правде человеческой. Только о ней помышляют они».
И действительно, как часто любовь в нашем мире заменяется некой правдой, некой справедливостью. Но правда земная и правда Божия, как правило, отстоят очень далеко друг от друга. Ибо мир заботится о телесном, в то время как христианин должен заботиться о вечной душе человека.
Быть подлинно верующим – значит любить Бога и любить людей, которых Он сотворил по Своему образу; но любить Бога и человека не туманно и сентиментально, а полностью вручить себя Богу и посвятить свою жизнь практическому служению людям.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко).
По материалам сайта www.tv-soyuz.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3899-25-sentyabrya-sedmitsa-15-ya-po-pyatidesyatnitse-pered-vozdvizheniem-otdanie-prazdnika-rozhdestva-presvyatoj-bogoroditsy-pamyat-svyatogo-prepodobnogo-afanasiya-vysotskogo-serpukhovskogo-chudotvortsa#sigProGalleria5bc38a0699