Успение Пресвятой Богородицы молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги.
27 августа 2022 года, в канун 11-й Недели по Пятидесятнице и канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
В сам праздничный день, 28 августа 2022 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоуста.
Раннее Богослужение совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Служение Поздней Божественной Литургии возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
Вновь на Сугубой ектение за Богослужениями возносилась Молитва о скорейшем восстановлении мира на Украине.
По завершении и Ранней, и Поздней Службы перед иконами Успения были отслужены праздничные Молебны, а, в завершении Богослужебного дня, совершались Уставные Панихиды.
***
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем великий праздник - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Мы знаем из Священного Предания, как Матерь Божия после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, по промыслу Божию, была оставлена на земле для утверждения юной Церкви и укрепления апостолов, которые только начинали распространять христианскую веру. Очень часто Матерь Божия посещала места, связанные с земным пребыванием Иисуса Христа. Бывала Она на Елеонского горе, откуда Спаситель вознесся на небо, часто бывала в Гефсиманском саду, где Спаситель молился, приуготовляя себя на вольные страдания. Здесь Богородица тоже молилась, испрашивая у своего Сына позволения уйти из земного мира и воссоединиться с Ним на Небе.
И вот, дорогие братья и сестры, прошло 15 лет, после Вознесения Иисуса Христа, когда однажды архангел Гавриил явился Богородице и возвестил о том, что через 3 дня Она будет взята на Небо. А в знак того, что это истина, сказанная от Господа, даровал Ей масленичную райскую ветвь. Об этом Богородица поведала ап. Иоанну Богослову и попросила, чтобы во время похорон эту райскую ветвь несли перед Ее гробом. Еще Матерь Божия хотела, чтобы на Ее похороны пришли все апостолы, чтобы можно было со всеми попрощаться. Об этом Богородица, также молила своего Сына. Когда молитва закончилась, с неба донеся глас, по которому Богородица поняла, что Ее молитва услышана. В тот же момент Силы Божии в мгновение ока на облаках принесли всех апостолов, которые даже не знали в чем дело и тогда ап. Иоанн Богослов объявил, что по велению Божию они собрались здесь, чтобы проститься с Матерью Божию.
Была скорбь у апостолов, но была и радость, что в лице Богородицы, они, а вслед за ними и все люди на земле, получили Заступницу и Ходатаицу, которая будет близка к Богу на Небе. Не знали апостолы и того, что Матерь Божия будет взята на Небо не только душою, но и телом. Представьте себе: какая радость, какое ликование - все девять ангельских чинов явились, Сам Господь пришел, чтобы взять Матерь Божию. Освятился сам воздух, когда была взята Матерь Божия. Представьте себе, что Богородицу встречает все Небо, а провожают Ее лучшие представители земли - апостолы, которые тогда только начинали проповедовать слово Божие.
Свт. Дмитрий Ростовский, говоря об Успении, вспоминает осень, когда мы собираем урожай: колосья, плоды, все то, что созрело. И вот Богородица, по промыслу Божию, тоже уходит в августе, как созревший, избранный сосуд, через Который в мир пришел Господь Иисус Христос. Господь захотел, чтобы именно Богородица стала нашей покровительницей и заступницей, посредницей между землей и Небом. Гроб Пресвятой Девы стал лестницей, соединившей Небо и землю. До этого все люди, кроме нескольких пророков, оставались на земле, а в лице Матери Божией открылся вход на Небо для всех людей, для всех грешников, которые принесли свое покаяние. Матерь Божия - это для нас самое дорогое, так как без Нее мы не смогли бы попасть в Царство Небесное, Матерь Божия делает все, чтобы соединилось человеческое и небесное. Когда Она изъявила желание: се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему (Лк 1. 38), то показала нам смирение, через которое, как через образ покаяния, для нас открылась возможность попасть в Царство Божие.
Что такое смерть, дорогие братья и сестры? Смерть грешников люта (Пс 33) и каждый из нас, когда поступает по страсти греховной, боится смерти, ему страшно умереть, потому что внутренне состояние в этот момент не гармонично. Не примирившись с Господом люди, особенно далекие от Церкви, вообще бояться слышать о смерти. Помню, в Архангельске умерла одна монахиня, от тела через несколько дней пошел запах разложения. Так вот, соседка этой монахини закрыла нос и не хотела даже к ней зайти, хотя, наверно, понимала, что произошло за соседней дверью. Понятно, что этот человек невоцерковленный, видимо состояние души этой женщины было очень не гармоничным. С такими случаями я сталкивался не раз в своей жизни. Таким людям о смерти лучше и не говорить.
Зато святые отцы говорят, дорогие браться и сестры, что о смерти нужно вспоминать постоянно, чтобы не грешить. Если мы вспоминаем о смерти, посещаем кладбища, молимся, вспоминая родных и близких нам людей, то мы умиляемся. Как было сказано прп. Силуану Афонскому: «держи свой ум во аде и не отчаивайся». Это состояние, когда ты понимаешь, что пойдешь в ад и думаешь, что этого достоин, но надеешься только на милость Господа, воздыхаешь о своих грехах и это не дает тебе грешить. А когда мы забываем о том, что есть конец, то увлекаемся страстями, тем более поводов для этого множество вокруг нас. Но не будем отчаиваться, дорогие братья и сестры, а то время, которое даровал нам Господь здесь на земле, будем работать над самими собою, чтобы, несмотря на страсти и соблазны, которым надобно придти в мир (Мф 18. 7), нам самим не поступать по страстям. Это необходимо, чтобы умиротвориться, почувствовать мир в душе. Тогда мы не будем бояться смерти, а наоборот, будем ждать ее, потому что смерть это лишь переход. Что такое успение? Это все равно, что сказать - уснуть. Даже есть такое выражение усыпальница. В Питере есть памятник - спит человек на камне. Я сначала не понял этого, а потом понял, что усыпальница это место где человек на время усыпает, хотя он и разрушается телом, но ведь будет всеобщее Воскресение, когда мы все воскреснем.
Будем надеяться, дорогие братья и сестры, на Матерь Божию, которая может и нас возрадовать. Когда мы отпеваем человека или сегодня во время Парастаса, не возникает ощущения беды, печали, а есть радость сродни Пасхальной. Когда мы хороним человека, любого христианина, мы часто поем: Аллилуйя. А что это такое? Это хваление Богу, мы хвалим Бога, когда провожаем человека в иной мир. Но ни в коем случае нельзя скорбеть, как делают люди далекие от церкви, которые, расставаясь друг с другом, прощаются так, как будто больше никогда не увидятся.
Нужно переживать о том, как я живу. Ведь время идет очень быстро. Смотришь, а ты уже старый. Когда же ты начнешь покаяние, когда положишь начало своему исправлению? Сейчас заканчивается Успенский пост, будет еще Великий пост, но надеется «на потом» нельзя. Говоришь одному - не кури, а он просит отсрочку на несколько дней, брошу, говорит, но потом. Я говорю: нет, давай сегодня. Если соглашается, то, скорее всего, бросит, а если нет, то навряд ли. Так и с покаянием, нужно сегодня начинать, если мы действительно намерены примириться с Господом. Будь то привычка или страсть - не нужно отлагать, браться и сестры, так как время очень быстро идет. Ведь отстать от привычки чисто по-человечески мы никак не сможем, для этого нужно иметь благодать, а для этого нужно обязательно работать не над кем-нибудь, а именно над собой. Для этого нам Господь дал время на земле, именно для того чтобы мы примирились с Ним и с собой, умиротворились в своей душе. И дай нам Бог, по молитвам Матери Божией, которая ближе всех к Сыну своему, что бы и нам обрести Царство Небесное. Матерь Божия спаси нас. Аминь.
Иг.Герман(Чеботарь).
По материалам сайта www.solovki-monastyr.ru.
{gallery}280822{/gallery}