19 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых. Заговенье на Петров Пост.
18 июня 2022 года, субботним вечером, в канун 1-й Недели по Пятидесятнице, в которую Церковь чтит память всех святых, от века Богу угодивших, настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков храма было совершено Всенощное Бдение, на Великой Вечерне которого читались паремии всех святых - отрывки из книг Ветхого Завета. На Полиелее, за Утреней было пропето Величание:
«Велича́ем вас, апо́столи, му́ченицы, проро́цы и вси святи́и, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите за нас Христа́ Бо́га на́шего».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (Гл.28,ст.16-20), в котором мы читаем напутственные слова воскресшего Христа к апостолом по отправлении их на проповедь. По завершении чтения отец Максим совершил помазание собравшихся верующих освященным елеем.
В сам праздничный воскресный день, 19 июня 2022 года, в Храме совершались Ранняя и Поздняя Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова.
На Апостольском чтении этого воскресного дня читался отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (гл.11,ст.33-40, гл.12,ст.01-02),в начале которого апостол пишет пафосную, хвалебную речь святым, о которых говорят Священные Книги Ветхого Завета, в конце этого отрывка он говорит о Господе Иисусе Христе как о том Самом Главном Ответе, Который Бог дал всем людям — в том числе и ветхозаветным праведникам, ценой жизни сохранявших верность Богу и свою веру в грядущего Спасителя.
За Евангельским чтением был прочитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.10, ст.32-33,ст.37-38, гл.19, ст.27-30), содержащий размышления Христа о родственных чувствах и любви к Богу.
На Сугубой ектение за Богослужениями были вознесены Молитва о скорейшем восстановлении мира на Украине, Сугубая молитва о здравии болящих и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец - настоятель произнёс проповедь на тему недели всех святых.
По окончании и Раннего, и Позднего Богослужения совершались праздничный Молебен и Панихида.
***
О тайне и о суде святых.
Неделя 1-я, Всех Святых.
Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30.
В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых.
Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»?
Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна.
Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых».
Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» (1Кор.6:2). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.
Но, слава долготерпеливому Богу, еще есть для нас время на покаяние. Святые уже выбрали, а мы еще колеблемся. Святые уже дошли, а мы еще идем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы еще падаем и встаем, встаем и снова падаем… Но, «имея вокруг себя такое облако свидетелей», «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще».
Протоиерей Вячеслав Резников.
По материалам сайта www.simblago.com.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3838-19-iyunya-nedelya-1-ya-po-pyatidesyatnitse-vsekh-svyatykh-zagovene-na-petrov-post#sigProGalleriae60d512438