Prev Next

В Никитском Храме г. Калуги отпраздновали Благовещение Пресвятой Богородицы.

07 апреля Русская Православная Церковь отмечает Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

06 апреля 2022 года, вечером среды, в канун праздничного дня, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова  и диакона Олега Машанова было совершено праздничное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.

На Полиелее, за Утреней, было пропето Величание празднику Благовещения:

«Архангельский глас/ вопием Ти, Чистая:/ радуйся,/ Благодатная,// Господь с Тобою».

За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки, читаемый вечером, в канун Богородичных праздников (гл.01, ст.39-49, ст.56), повествующий о встрече Девы Марии и святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя.

По завершении чтения отец Алексий помазал верующих освященным елеем. В ходе помазания раздавался освященный за Литией хлеб.

 

Также, по окончании Вечернего Богослужения в Храме было совершено Таинство Соборования.

07 апреля 2022 года, в сам праздничный день, в Храме совершались две Божественных Литургии святителя Иоанна Златоуста.

Раннее Богослужение совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.

Позднее Богослужение (чинопоследование 3, 6 и 9-го Часов, Изобразительны и Вечерню с Божественной Литургией) совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова.

На Апостольском чтении в этот день читался отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.02, ст.10-18), в котором мы слышим, как апостол в ярких образах говорит о том, как Бог относится к человеку и на что Он пошёл, чтобы изменить нашу жизнь.

За Евангельским чтениям провозглашался отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и  евангелиста Луки (Гл.01, ст.24-38), повествующий о событии Благовещения Пресвятой Богородицы.

На Сугубой ектение за Богослужениями возносилась Молитва о восстановлении мира на Украине.

На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец - настоятель обратился к верующим со словом проповеди, а по совершении Таинства Причастия перед иконой Благовещения было совершено славление празднику (пропеты Тропарь, Кондак, Величание).

По завершении и Раннего, и Позднего Богослужений совершались праздничные Молебные пения и Панихиды.

***

БЛАГОВЕЩЕНИЕ И ЯСЛИ РОЖДЕСТВА. ВОПРОС БОГА И СОГЛАСИЕ ЧЕЛОВЕКА

Пятнадцать слов Девы Марии изменили историю человечества. Она задала один вопрос и дала один ответ. В мир воплотился Спаситель. Так началась новая история, эра Нового Завета.

Соломон в день освящения первого на земле храма истинному Богу говорил: «Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3Цар. 8:27). И вот в этот день Бог пришел на землю жить с нами.

Премудрый говорил в Ветхом Завете, что мир опостыл и «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). И вот потрясающая новость! Творец истории входи в историю и она получает совсем новое качество: материя обожается, время овечнивается, тленное становится нетленным. 

Из этого праздника получила  название проповедь Христа и проповедь апостолов – благая весть. Эту весть принес Архангел бедной Деве из рода Давидов в малый город Назарет. Тайным осталось для мира благовещение. Евангелие указывает, что только одна Дева и её тетушка Елизавета знали об этом. Даже Иосиф не знал, Захария может и знал, но не мог никому рассказать, потому что онемел после видения Ангела. Иосиф о том, что Мария в положении, увидел по естественным признакам и хотел отпустить её. Смирение Богородицы и Её рассудительность поражает. Она молчит, за неё говорит Бог, Которому она служит Чудом Боговоплощения. Во сне о тайне воплощения узнает Иосиф от небесного вестника: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20). Великое событие происходит в великой тайне

Сщмч. Фаддей (Успенский) задает резонный вопрос – почему же событие, имевшее величайшее значение для мира, не открывается миру? Новомученик отвечает: «Потому, что люди с самого начала стали противиться совету Божию о спасении людей. Люди, будучи созданы по образу Божию, не тем путем хотели достигнуть подобия Божия, каким определил Бог, но, вопреки Его заповеди, Бог оставил их «ходить путями своими» (Деян. 14:16), дабы сами они познали, как эти пути безжизненны. Прельщенные стремлением к знанию и «надмеваясь плотским своим умом», мудрствующим «по стихиям мира» (Кол. 2:18–20), они сделались неспособны к уразумению предвечного совета Божия о спасении людей. Удобнее могла уразуметь его смиренная Дева из народа Израильского. Занимаясь постоянно чтением пророков, Она все более и более углублялась в уразумение этого совета. И у Нее были естественные недоумения. «Како будет сие?», то есть рождение без мужа, спрашивает Она Ангела. Но Она не давала естественным недоумениям возвышаться над простой верой в открываемое Богом слово Писания. Услышав уверение от Ангела: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя», Она не испытует более, но смиренно покоряется: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1: 34–35, 38).

Чтобы более-менее ясно описать в словах то, что произошло в момент Благовещения, человеческий ум столетиями вникал в Евангелие. Семь вселенских соборов говорили именно об этом. Разговор произошедший в Назарете между смиренной Девой и Архангелом Гавриилом обнажил смирение Бога, Который ждет согласие человека. Спасение не могло произойти без доброй воли человека.

Богородица могла вместить не только новость о спасении, но и Самого Бога во чрево. Небо склонилось к земле и земля стала вечной. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) в письме о величии Божией Матери писал: «Что же славного для людей сделала Пpесвятая Дева Маpия? Она pодила нам Спасителя и Бога, почему называется Богоpодицею. В чем же Ее здесь заслуга? В Ее необыкновенной чистоте: душевной и телесной. Среди рода человеческого нужно было найти такую деву, которая могла бы pодить Спасителя Бога. И такою Пречистою Девою была Пpенепоpочная Маpия… Божия Матерь, чистая Дева и предочищенная Духом Святым зачала Христа Бога – непоpочно. Вот величие Пресвятой Маpии: Она оправдала надежды Божии на людей».
Праздник Благовещения это чудо – Бог склонился к человеку, приклонил небеса и сошел в лоно Девы. Вот служба Бога и служба человека. Бог смиряется, потому что нашел смиренную. Сщисп. Лука Крымский в дни после этого праздника в далекие 50-е говорил: «Недавно, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, слышали вы от нас, что после нашествия на Нее Пресвятого Духа пламенела Пресвятая Дева Мария Божественным огнем и не сгорала, подобно неопалимой купине, которую видел великий Моисей в пустыне. Это был величайший пример восприятия человеком Духа Святого. И освятил Святой Дух Ее человеческое естество превыше Ангелов и Архангелов, Серафимов и Херувимов. Никто из других людей никогда не был в таком близком общении с Духом Божиим, как Пресвятая Дева Мария».

Да, Она – благодатная, преблагословенная. Дева Мария – Она смиренная и чистая. Бог искал всех этих качеств у Неё и продолжает искать у нас. День Благовещения – это день несомненной веры, несомненной покорности Богу, напоминание нам о важности смирения. Чтобы Бог почил в сердце, оно должно быть смиренным.

Сщмч. Фаддей говорит, что как Дева верила Слову Божию не сомневаясь, так призваны и мы знать, что все что сказал Бог – сбудется: «И у нас, братие, возникает немало естественных недоумений о предметах веры. Усиливаясь более, чем должно, эти недоумения охлаждают в нас веру в Богооткровенное слово Писания, а удаляя от него, удаляют и от истинной жизни... Если же не дадим подобным недоумениям победить веру в слово Священного Писания, то истина все более и более, хотя отчасти, будет открываться: Бог, основание всего бытия, Которого напрасно искал языческий мир и его философы, будет не только открываться нашему познанию, но мы Им будем жить и в собственной нашей душе ощущать близость Его к нам».

Нам непостижимо смирение Божие в момент Боговоплощения, как непостижим вертеп и ясли в момент Рождества. Тот же святитель Лука говорит в день Рождества Христова: «У пророка Исаии, у Псалмопевца Давида, в книгах Царств читаем, что Бог восседает на херувимах, как на Своем престоле, а ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на руках (а в Благовещении – в лоне – прим. авт.) Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе…Но вспомним слова Божии, возвещенные чрез пророка Исаию: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8–9).

Все это смирение Бога ради нас людей. Он приходит сокрушить силу сатаны в нас. Показать, что можно жить по другом, думать по другому, поступать по другому. Не служить более греху, не быть на посылках у лукавого, быть во свете Божием, в смирении в правде. Жить с Богом, в Его благодати и силе. Жить в Церкви, где Христос Глава и все члены пребывают в любви, в истине, в смирении.

Иерей Андрей Гавриленко.

По материалам сайта www.pravlife.org.

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 178 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте