27 марта. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
26 марта 2022 года, субботним вечером, в канун 3- й Седмицы Великого поста, Крестопоклонной и в канун дня празднования в честь Феодоровской иконы Божией Матери и дня памяти святого преподобного Венедикта Нурсийского, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня.
На Полиелее, который совершался в Алтаре, на Утрене, за Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.20, ст.01-10),описывающий, как сначала святая равноапостольная Мария Магдалина, затем, апостолы Петр и Иоанн, пришли к гробнице Спасителя и не нашли там Его тела.
После Великого славословия настоятель совершил вынос Креста из Алтаря в центр Храма, Крест был возложен на украшенный аналой, после чего духовенство и верующие совершили поклонение Ему. Отец Алексий совершил помазание прихожан освященным елеем.
27 марта 2022 года, воскресным днём, в Храме совершались две Божественные Литургии святителя Василия Великого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
На Апостольском чтении за Богослужениями читался отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.04, ст.14-16, Гл.05, ст.01-06), важный с точки зрения понимания того, как первые христиане мыслили себе то, кем же был Иисус Христос. Апостол Павел прямо говорит о двойственной природе Спасителя.
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Марка (Глава 08, ст.34-38, Глава 09, ст.01) о следовании за Иисусом Христом и отвержении себя.
На Сугубых ектениях за Литургиями возносились Молитва о здравии болящих и о восстановлении мира на Украинской земле.
По совершении Таинства Причастия священнослужители и верующие поклонялись Кресту.
По окончании и Раннего, и Позднего Богослужения служились праздничные Молебны перед святынями (иконой Пресвятой Богородицы «Чаша терпения» и иконами и ковчегами с частицами мощей святого преподобного Гавриила Самтаврийского, великомученика Георгия Победоносца и блаженной Матроны Московской) и Панихиды.
***
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 22 марта 2020 года.
Господь говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Господь никого не заставляет, Он говорит это для тех, кто хочет. В русском сознании это преломилось в такую пословицу: «Невольник – не богомольник». Заставлять бессмысленно. В человеке от этого только растёт раздражение и ненависть ко всему церковному. Это не та атмосфера, которая может привести человека к Богу. Только тот, кто хочет, может идти за Ним. Куда идёт христианин? Если посмотреть с одной стороны, он идёт к спасению. С другой стороны, он идёт на Голгофу. Потому что без Голгофы никакого спасения нет. Христос указывает этот путь. В результате Голгофы и приходит к человеку спасение. Большинство людей хотят жить на земле без Голгофы, а потом наследовать Царство Небесное. Так невозможно. Что этому мешает? Этому мешает грех. Настолько человеческая природа срослась с грехом, что многие люди вообще ничего не могут. Например, сдержать своё раздражение, или не украсть, когда есть такая возможность, или не ответить хамством на хамство. Никак не могут просто, так они устроены. Таких большинство, ничего тут не сделаешь. Такой человек вообще не может идти за Христом. Он вообще ничего не может, потому что с точки зрения духовной жизни, этот человек больной. Этой греховной болезнью поражено всё человечество. Кто хочет за Христом идти, тот должен идти тихо, смиренно, с терпением неся свой крест. Крест у нас один большой. На этом большом кресте можно разглядеть много маленьких. Крестом являются наши сородичи, крестом является жизнь государственная в любом государстве. Все государства несовершенны, все суды во всех странах несправедливы. Все тюрьмы, а я посещал тюрьмы и в Америке, и в Англии, и в Латвии, и в других странах, и наши, конечно – они ужасны. Те издевательства одних людей над другими, и там, и там разнообразны. Но все они ужасны. Какое человеческое устроение ни возьми, например, торговля. Какая цель у торговца? Товар сделать дешевле, побольше продать, потому что большинство людей бедных. А не накормить людей, чтобы им поближе подвезти товар от производителя, когда он хороший и настоящий. Это везде, сплошь и рядом – от Америки до Сахалина. Мы живём в таком мире. Человек обожествил деньги. Только им служит и всё время стремится к их увеличению. Сильно богатый человек может себе обеспечить и питание, и одежду какую-то особенную, самолёты вместо автомобилей. Всё это может. Не может только бессмертие себе обеспечить. Хотя продлить жизнь современной медициной очень даже возможно. Я вот уже пережил и отца, и деда, и прадеда. Прадеда, правда, расстреляли, немножко укоротили его жизнь, но по тем временам он был вполне пожилой человек. Благодаря чему я их пережил? Благодаря исключительно одной медицине. Своими ногам хожу, Бог даст, ещё проживу незнамо сколько. Я чувствую, что жизнь я уже закончил, но ещё дел много. Мне хотелось бы, может быть по гордости, а может быть, потому что жалко того, что натворил за жизнь, хотелось бы всё завершить. Знаете, как раньше, крестьянин умирал, звал детей, всем назначал, как им дальше быть. Чтобы так всё завершить, чтобы следующее поколение продолжилось благополучно. Мне тоже хотелось бы, чтобы наши десять храмов, и ещё два, которые мне надо достроить, жили в благополучии. Хочется обеспечить их священниками, красотой церковной. Много всяких идей приятных. Ну а с другой стороны, это уже как Богу будет угодно. Всё-таки Он, Отец Небесный, всем распоряжается, но не деньги. Никак не деньги. Это большая ошибка нынешнего человечества.
Дальше Господь говорит: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25). Что значит ту потерять душу, которая у нас есть? Что в нашей душе? Превозношение, болтливость, обжорство, сребролюбие, осуждение, клеветничество, жадность, сварливость, спорливость, гордость, желание настоять на своём. Всё это надо потерять. Если мы это здесь на земле не оставим, то мы не сможем с таким багажом войти сквозь игольное ушко в Царство Небесное. Это невозможно, это всё надо оставить на земле. А что значит «приобрести ради Евангелия»? Евангельские истины, которыми мы можем руководствоваться, на самом деле, должны быть у нас внутри. Нужно так Евангелие усвоить, чтобы оно уже было действительно и путеводной звездой, и дорожной картой, когда мы, совершая свой жизненный путь, этим руководствуемся. Потерять душу и приобрести – для чего? Для Царства Божия, вот в чём Господь нас назидает.
И дальше: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Господь намекает. Сколько душа стоит? Попробуй её у греха выкупи за эти большие деньги или средние. Сильно богатых людей не много в церковь ходят. Они, конечно, думают, что больше за счёт богатства что-нибудь себе устроят. Ты построил храм. Замечательно. Ты отреставрировал десять. Замечательно. Люди всегда молятся за строителей и благоустроителей храма. За тебя будут молиться – довольно долго, пока не забудут. И всё. Их молитва будет тебя в ином мире поддерживать, но это не даёт человеку Царства Небесного. Совершенно. Дают Царство Небесное человеку только внутренние качества, которые он приобрёл, общаясь с Отцом Небесным, общаясь со Христом в Таинствах, одновременно и с Духом Святым. Только Он, Дух Святый, может очистить от всякия скверны. А Христос может очистить от греха. Каждый раз священник нам на исповеди говорит: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Ты боишься священнику сказать. Некоторые говорят: «Боюсь, что батюшка будет плохо ко мне относиться». Батюшка, когда человек кается, испытывает радость. Действительно, и на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Потому что сын пропадал, а теперь пришёл и нашёлся (см. Лк. 15, 24). Нас стало на одного больше. Сам Отец Небесный радуется. Эта радость приходит и в сердце священника, потому что он рядом со Христом стоит. Невидимо. Если бы мы увидели Христа! Однажды Серафим Саровский увидел – он до вечера онемел и застыл. Его из церкви выводили. Представляете, Христа увидел воочию. Такая благодать давалась только отдельным людям, редким, святым. Например, Силуану Афонскому. Он только на один миг, на одну секунду увидел, и то всю жизнь помнил и нам рассказал.
Пойдём дальше: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном – это наш мир, в котором мы живём, прелюбодейный и грешный – того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Каждый из семи миллиардов человек, встречающийся нам на этой земле, обязательно хочет, чтобы мы были такие, как он. Человек по гордости ставит себя мерилом всех вещей. А тот, кто живёт иначе, не прав в его глазах. А христианство – это не просто иначе, это наоборот. Есть течение прелюбодейного и грешного мира в преисподнюю, а христианин гребёт назад. «Все так живут, а ты?» – им надо всем, даже, бывает, и родителям, чтобы мы жили так, как они. Только над нашими родителями есть ещё Родитель, Который участвовал в нашем рождении, это Отец Небесный. Он хочет противоположного. Мы должны, если хотим идти за Христом, быть верными Отцу Небесному, верными Евангелию. Тогда мы проживём жизнь христианскую. Это будет трудно. Придёт время, когда за то, что вы христиане, вас будут убивать, сажать, всё отрепетировано, все технологии за века, начиная с эпохи так называемого Возрождения. Почему-то на этом слове обрезают. А Возрождение язычества. Что такое язычество? Это перед Богом мерзость, а не древняя религия славян, кельтов, англосаксов. Нет-нет-нет. Это именно такая наиболее приемлемая форма сатанизма. Сатанизм всё время хочет камуфлировать, потому что сам дьявол – обманщик. Душа каждого из нас создана Богом, даже если взять среди нашей группы – здесь у нас человек триста – самого отпетого разбойника, мужчину или женщину. И что? И он создан Христом. А душа его по природе своей изначальной христианка. Поэтому дьявол вынужден всё время камуфлировать себя под что-то доброе, лозунги подбирать приемлемые, типа: «Земля крестьянам!» Как звучит! В России 84 процента земли было в руках крестьян. Где ты хочешь, на луне что ли брать? Да нет. Врут безбожно абсолютно. Каждое слово – ложь. Народ-то не может различить. Пойди в церковь – тебе всё расскажут. Вот о чём говорит Господь. Нам в Крестопоклонную неделю, так как это Евангелие всегда читается на праздник Креста, очень важно это усвоить. А Сын Человеческий придёт во славе Отца Своего со святыми Ангелами (см. Мф. 25, 31). А когда? Апостол Павел думал, что это произойдёт прямо при его жизни. Первые христиане так и молились: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Они думали, что при них всё кончится, потому что везде язычники. Народ Израилев утонул в фарисействе, распял своего Мессию. Куда деваться в таком мире? Нет, не только выстояли, а через триста лет вся империя пала к ногам Христа. Из языческих храмов стали переделывать христианские. Находят сейчас всякие статуи греческих и римских богов. Кто без головы, кто без рук. Кто им отломал? Христиане. Иногда сами, а иногда по молитве – молились, а они разрушались. Теперь мы этими обломками даже восхищаемся, потому что мастерство превосходное. Вот я, например, спокойно на Фидия не могу смотреть, такая красота. Но я знаю, что в этом скрыт обман. В Писании сказано, в Псалтири: боги язычников есть бесы (Пс. 95, 5). Натурально. Поэтому восхищаться мастерством камнерезов мы можем, но восхищаться богами, обожествлять страсти человеческие, приписывать богам страсти человеческие – это и есть та самая мерзость, против которой говорит Господь. Он придёт с Ангелами Своими, и те, кто шёл за Ним, так и пойдут за Ним и сядут по правую сторону. Это овцы Христовы. А те, кто плыл по течению в преисподнюю, те в преисподнюю и поплывут. Почему? По милости Божией. Они не смогут жить в церкви. Она их раздражает, она их мучает. Им всё здесь не нравится. Ни вы, ни служители церкви. Всё их раздражает – и храмы, и иконы, и церковное пение. Вы послушайте их музыку. Им даже не хватает этой музыки, они ещё дым пускают, чтобы было ну точно как в аду. Это та атмосфера, в которой они живут и которую любят. Этот шум ужасный, как рёв самолёта. Им нравится это, они любят это. Почему? Это их выбор. Ну и на здоровье. Как сказал один итальянский философ: «Ад – это место особой милости Божией к падшим грешникам». Конечно, там не будет таких утешений, как здесь. А что останется? Воспоминания и терзания о том, что этого нет. Новости не узнать. Новостей нет, их нет, всё стоит. Всё одинаково. И это не день, не два, не сто, а всегда. Это ваш выбор. Вот Христос предлагает выбрать – идите за Мной. Путь трудный, самоотверженный. Трудно эгоисту быть самоотверженным, но нет другого пути. Трудно человеку, который хочет здесь на земле, в оставшиеся тридцать лет, может быть, устроиться благополучно. И детки послушные, и муж не орёт, по телевизору одни только прекрасные новости и репортажи с цветочных выставок. Это замечательно, но это только для тех, кто желает себе всяких удовольствий. Жизнь наша временная. Она не для удовольствий дана, а для подвига. Подвиг – от слова «движение». Движение в Царство Небесное.
По материалам сайта www.dimitrysmirnov.ru.