20 марта. Неделя 2-я по Пятидесятнице, святителя Григория Паламы.
19 марта 2022 года, вечером субботы, в канун 2- й Недели по Пятидесятнице и в канун дня памяти святителя Григория Паламы, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
На Полиелее, за Утреней, было пропето Величание святителю Григорию Паламе:
«Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Григо́рие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.24, ст.36-53), рассказывающий о явлении Господа Иисуса Христа своим ученикам и о Его вознесении.
По завершении чтения были пропеты песнопения Триоди Постной «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
Отец Максим совершил помазание верующих освященным елеем.
20 марта 2022 года, воскресным, праздничным днём, в Храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По окончании отец Максим обратился к прихожанам со словом проповеди.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова.
На Апостольском чтении за Богослужениями читался отрывок из « Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.01, ст.10-14, Гл.02, ст.01-03),состоящий из воспроизведения Псалтыри.
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Марка (Гл.02, ст.01-12),в котором приводится случай исцеления Спасителем расслабленного.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились Сугубая Молитва о болящих и Молитва о восстановлении мира на Украинской земле.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец - настоятель зачитал Обращение святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине.
По завершении и Раннего, и Позднего Богослужений перед святынями (иконами и ковчегами с частицами мощей святого преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), великомученик Георгия Победоносца и блаженной Матроны Московской, иконой Пресвятой Богородицы « Чаша терпения») совершались праздничные Молебны.
***
Игумен Силуан (Туманов) коротко о неделе святителя Григория Паламы.
Неделя (т. е. воскресенье) 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 20 марта 2022 года.
В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили здесь. Вторая неделя Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении.
В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом.
Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам).
Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями.
Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны).
Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.
Вот о чем Церковь напоминает нам в эти дни. Напоминает о тайне обожения: как возможно твари соединиться с Нетварным. Ибо это и есть наша «главная задача».
Вернемся к подвижникам, чей опыт защищал Палама. Они своими чувственными глазами, телесными глазами видели Нетварный Свет. Здесь коренная черта христианского аскетизма: что он делает с телом — «побеждает»? Нет, спасает. Свет пронизывал их плоть. Вот это так раздражало антипаламитов.
Сейчас мы постимся, т. е. в первую очередь что-то делаем со своим телом, меняем режим питания, если грубо. Зачем? Чтобы спасти тело, приуготовить его к вечной жизни («чаю воскресения мертвых», т. е. воскресения тел). Бог недоступен твари, в том числе нашему тварному уму. «Интеллектуальное познание» Бога так же невозможно, как и кажущиеся абсурдным «телесное». Основное деление проходит не между «духовным» и «телесным», ведь и то и другое — тварное, и то и другое нуждается в спасении. Главное деление (подлинно христианское) проходит по линии «Творец—тварь». Святые видят Нетварный Свет и глазами ума, и глазами плоти; абсурдное с нашей точки зрения возможно по Любви Божьей.
По материалам сайта www.predanie.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3755-20-marta-nedelya-2-ya-po-pyatidesyatnitse-svyatitelya-grigoriya-palamy#sigProGalleria58159777c3