Prev Next

06 февраля. Неделя 33-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память святой блаженной Ксении Петербургской.

05 февраля 2022 года, субботним вечером, в канун 33-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун празднования собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.

На Великой Вечерне были зачитаны паремии новомучеников - отрывки из новозаветных книги «Деяний святых апостолов» (Гл.4, ст.05-31), «Второго Послания к Тимофею святого апостола Павла» (Гл.4, ст.01-08), «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.11, ст.33-40).

На Полиелее, за Утреней, были пропеты величания собору новомучеников и исповедников Церкви Русской и блаженной Ксении Петербургской:

«Величаем вас,/святии новомученицы и исповедницы Российстии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте»;

«Велича́ем тя, / свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / ты бо мо́лиши о нас // Христа́ Бо́га на́шего».

 

За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.21, ст.15-25), повествующий о троекратном, по числу отречений, восстановлении апостола Петра в апостольском достоинстве и о предсказании Христом Петру  его участи, о будущем апостола Иоанна Богослова. Апостол Иоанн подтверждает  своё авторство данного Евангелия.

 По завершении чтения отец - настоятель совершил помазание прихожан освященным елеем, раздавался освященный за Литией хлеб.

06 февраля 2022 года, в сам воскресный, праздничный день, в Храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоуста.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.

Позднюю Божественную Литургию совершили протоиерей Алексий Пелевин в сослужении  иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова.

За Апостольским чтением читался отрывок из «Послания к Римлянам святого апостола Павла» (Гл.08, ст.28-39), который апостол завершает уверением «…что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

 

На Евангельском чтении за Литургиями читались отрывки из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Луки: Глава 19, ст.01-10-история о Закхее - начальнике мытарей, забравшимся на дерево, чтобы увидеть проходящего Господа Иисуса Христа и Глава 21, ст.08-19,содержащий знамения конца мира.

На Сугубых ектениях за Богослужениями возносились особые прошения о единстве Святого Православия и во время распространения вредоносного поветрия чтомые, Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая и Сугубая Молитва за болящих.

На запричастном стихе за Поздней Литургией отец – настоятель произнёс проповедь.

По окончании Позднего Богослужения было совершено Молебное пение перед иконой Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской и святой блаженной Ксении Петербургской.

***

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Итак, 19-ая глава Евангелие от Луки, с 1‑ого стиха и ниже мы находим такие слова: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Иерихон — это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин, пророк Бога, вел войны при вхождении в землю обетованную, то этот город был заклят. Чудесным образом стены его рухнули и как проклятое место он не предназначался для жизни, и никто не должен был там жить, потому, что заклятие было наложено на это место. Но по прошествии столетий люди как бы свыклись с этой мыслию, поселились там, стали жить в этом городе, люди разные, благочестивые, менее благочестивые. Но этот город не казался им уже проклятым. Он казался им не чем не хуже других городов.

Тот мир в котором мы с вами живем в результате грехопадения, сама земля была подвергнута Божиему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю и все мы видим последствия грехопадения: тлен, смерть, боль, страдания от всевозможных сложных обстоятельств, психические, внутренние духовные переживания, катастрофы, депрессивность. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город Иерихон, это очень символично. Город в понимании александрийской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии близком к адскому. Но Христос готов сойти в ад наших душ и облистать сиянием Божества.

И здесь мы видим, как Он проходит через этот город и, далее: и вот некто имени Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он? Закхей был не только мытарем. Он был начальник мытарей. Мытари — это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага. Но Закхей не просто мытарь — он начальник этих мытарей. Он наиболее продвинулся в деле диверсионной работы, если хотите в экономическом смысле против собственной страны, собственного народа, собственной земли. Далее мы видим, что к тому же он был маленького роста, такой духовный, физический пигмей. Конечно, верующие люди старались подальше держатся от Закхея. В талмуде сохранились записи, что ближе семи метров не подходить к мытарю. Только, если деньги платить. Потом надо совершать полное омовение в микве. Их презирали, от них боялись оскверниться. Но мы читаем про этого человека: вот некто именем Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он?

В жизни каждого из нас мы иногда сталкиваемся с очень тяжелыми людьми. С людьми, которые очень неприятны для нас, представьте такого человека и перенесите этот образ на Закхея. Закхей был самым неприятным человеком в Иерихоне. Он был самым нечестивым человеком в своем городе. Он был самый плохой еврей среди всех евреев. Он был предатель. Но! Была интересная особенность. Сказано: искал видеть Иисуса, кто Он? что значит — КТО Он? Об Иисусе Христе тогда ходило очень много слухов. Одни говорили, что это Иоанн Креститель, который воскрес из мертвых, другие говорили кто-то из древних пророков, самые разные слухи ходили об Иисусе Христе. И Закхей, казалось бы, глава которого была забита цифрами, он озадачил себя вопросом, он ищет Иисуса, потому, что хочет знать — кто Он, Иисус из Назарета? Сколько много людей в Москве, которые ни разу не задавали себе вопроса об Иисусе Христе — кто Он? Этот человек задал себе этот вопрос, но не мог разрешить этот вопрос, он не мог даже увидеть Иисуса за народом, потому, что мал был ростом. И, забежав вперед влез, на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса.

Вокруг Господа всегда толпилось очень много посторонних людей. Прямо скажем — лишних людей. Это все эти книжники, фарисеи, просто любопытная толпа. Они теснили, окружали Его. Своими затылками они мешали рассмотреть, рассмотреть подлинно ищущим людям — кто он Иисус. И Закхей не может увидеть Иисуса. Слишком много людей связано с Иисусом с Его присутствием в Иерихоне, окружают Его со всех сторон. Когда мы хотим рассмотреть исторического Иисуса, мы тоже сталкиваемся с очень многими людьми, с их суждениями, с их представлениями, с их гипотезами и рассмотреть Иисуса очень сложно. И что делает Закхей? Он забегает вперед, он опережает эту массу, этот массив широких плеч и затылков. И он залез на смоковницу. Смоковница — это символ молитвы. Помните, Господь сказал одному из апостолов: я видел тебя под смоковницей. И Закхей лезет на смоковницу, он хочет видеть Иисуса. Представляете, какой хохот, когда кто-то увидел: этот карлик, этот духовный пигмей лезет на смоковницу, он тоже, вот этот человек, которого человеком назвать нельзя, он тоже хочет видеть Иисуса. Проклятый мытарь. Начальник мытарей. Отмеченный природой, карлик хочет видеть Иисуса. Все эти люди забыли, что все они прокляты. Все они живут в проклятом городе.

В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: все согрешили, нету праведного ни одного. Покажите хотя бы одно место на земле, которое не было бы запятнано грехом, проклятием греха. Закхей имеет преимущество перед всеми этими людьми. У Закхея нету иллюзий относительно самого себя. Закхей знает — он самый худший житель этого проклятого города. В Писании сказано: Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Закхей залез на смоковницу. Мы можем с вами представить, как Закхей волновался и думал, а пойдет ли Господь рядом с этой смоковницей. А может быть они пойдут по другой улице, а, вообще, посмотрит ли Иисус в его сторону, а непонятно, сможет ли Закхей отличить Иисуса от других людей. Он ни разу не видел Иисуса. В то время люди одевались достаточно одинаково. И вот, когда он находится в этих сомнениях, в этих переживаниях, мы читаем: Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя дома.

В Библии есть удивительные слова, что Бог каждой звезде на небе дал имя. До сих пор ученые не могут определить даже приблизительно сколько звезд на небе, сколько галактик, сколько разных систем звездных. И то, что в Писании сказано: Бог каждой звезде дал имя, это значит, какое-то намерение Божие есть относительно всего творения. Когда Закхей услышал свое имя, услышал из уст Иисуса, это была радость. Иисус знает его имя, Господь знает твое и мое имя, Он знает имя каждого из нас. Ибо если мы живы и дыхание жизни еще не покинуло нас, это значит, есть какое-то намерение Божие относительно каждого из нас. Закхей хочет видеть Иисуса кто Он, и Иисус смотрит на Закхея, потому что хочет быть у него в доме. Какую бы радость испытал каждый из нас, услышав слова Сына Божия: ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме. Но святая церковь учит: когда за литургией читается Божественное Евангелие, читает не архиерей, не священник, не диакон — это голос самого Христа. И если сегодня, в это воскресение мы слышим эти слова: ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме и мы знаем, что это слова Христа, это значит не только мы, но и наши семьи, наши дома нуждаются в том, чтобы Иисус пришел, прежде всего, в сердце каждого из нас и поселился бы в нем. Как сказано у апостола Павла: верою вселиться Христу в сердца наши.

Далее рассказывается, как поспешно Закхей слазит со смоковницы, как поспешно, семеня своими маленькими ногами, он ведет Иисуса к себе домой. В этот дом никто не приходил из нормальных людей. Это был неприличный дом. Но жители Иерихона забыли, что жить в Иерихоне — это тоже неприлично, потому, что Бог проклял это место. У пророка Исаии мы находим слова: от темени главы до подошвы ног нету здорового места. Все человечество от проклятия в грехах. От темени головы до подошвы ног нету здорового места. И Христос, проходящий через Иерихон, Христос, идущий в дом Закхея, Христос, который говорит нам сегодня через Евангелие, что он хочет быть у нас дома, это Христос, о котором апостол Павел пишет в Послании к римлянам: который умер за НЕЧЕСТИВЫХ, и Павел рассуждает: едва ли кто умрет за праведника, если кто за благодетеля.

Он пришел в это мир, чтобы взять на себя проклятия нашего греха, наши беззакония, чтобы принести благословение нашим родным и близким, которые через нас находятся в контузии греха, освятить наш внутренний мир, сойти в ад наших душ и облистать их сияниям Божества. И когда сегодня вы будете принимать Святое Причастие, думайте о том, как Иисус пришел в дом Закхея. Это значит, Господь войдет в дом вашей души. И когда сегодня вы пойдете из храма пусть вот эти слова звучат в вашем сознании: ибо сегодня, не завтра, не послезавтра, ибо СЕГОДНЯ надобно мне быть у тебя в доме. И эти слова вам сказал не священник Олег, эти слова сказал Иисус Христос и они обращены не только к Закхею, но и к каждому человеку, ибо Сын Божий пришел в этот мир нас, ради человек и нашего ради спасения.

Спаси Господь!

Протоиерей Олег Стеняев.

По материалам сайта www.azbyka.ru.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 94 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте