30 января. 32-я Неделя по Пятидесятнице. Память святого преподобного Антония Великого.
29 января 2022 года, субботним вечером, в канун 32-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти святого преподобного Антония Великого, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение, служение которого возглавил протоиерей Алексий Пелевин-настоятель Храма. Ему сослужили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
На Великой Вечерне отец – настоятель зачитал паремии преподобных - отрывки из книг Ветхого завета, читаемые в канун дня празднования памяти святых, прославленных в этом чине святости.
На Полиелее, за Утреней, духовенством и хором Храма было пропето величание преподобному Антонию Великому:
«Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Анто́ние, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче А́нгелов».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.21, ст.01-14), повествующий о чудесном улове рыбы, третьем явлении Господа Иисуса Христа своим ученикам по воскресении из мертвых. По завершении, отец Алексий совершил помазание прихожан освященным елеем.
В сам праздничный, воскресный день, 30 января 2022 года, в Храме совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По окончании Богослужения, отец Максим поздравил верующих с праздником, воскресным днём, причастников- с принятием Святых Христовых Таин и произнёс проповедь о святом преподобном Антонии Великом, чью память сегодня праздновали.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове.
На Апостольском чтении за Богослужениями читался отрывок из «Первого Послания к Тимофею святого апостола Павла» (Гл.01, ст.15-17), который представляет собой краткое, но удивительное по силе уверение апостола, которое он обращает не только к своему ученику Тимофею, но и вообще ко всем тем, кто будет веровать во Христа в будущем.
За Евангельским чтением на Литургиях читался отрывок из Святого Евангелия от святаго славного, всехвального апостола и евангелиста Луки( Гл.18, ст.35-43), повествующий о чудесном исцелении Господом Иисусом Христом иерихонского слепца, произошедшем непосредственно перед тем, как Иисус со славой вошел в Иерусалим, чтобы там встретить Свою последнюю пасху.
На Сугубых ектениях возносились особые прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая и сугубая Молитва о болящих.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец Алексий произнёс проповедь.
По окончании и Раннего, и Позднего Богослужений совершались праздничные Молебны и Уставные Панихиды.
***
Исцеление Иерихонского слепца.
Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день Церковь предлагает для нашего с вами назидания вспомнить и приложить к своей жизни евангельский отрывок, который повествует нам об исцелении иерихонского слепца. Он родился слепым, и многие годы своей жизни сидел у ворот этого славного в древности города Иерихона и просил милостыню. Неся свой тяжёлый жизненный крест, он слышал от своих таких же несчастных друзей весть о том, что в Иудее появился необыкновенный Учитель, милосердный Врач душ и телес человеческих, именем Иисус, Который исцелял множество больных и даже воскрешал мёртвых.
Однажды, когда слепорождённый сидел у дороги и просил милостыню, он услышал, что толпа народа пришла в необыкновенное движение у стен этого города, и он спросил, что это такое, что происходит. Ему ответили, что это Иисус из Назарета пришёл сюда. И тогда, не обращая уже внимания ни на какие внешние обстоятельства, окружающие его, он стал громко кричать: «Иисусе, наставниче, помилуй мя». Он так громко кричал, что мешал общению Христа с народом. Народу ничего не было слышно из того, что говорил Господь. Слепорождённого пытались остановить, чтобы он замолчал наконец-то, дал покой, но он ещё громче стал кричать, потому что это была его единственная надежда, единственный шанс встречи со Христом, он не мог пропустить его, ведь для него всё остальное было вторично: молва людей, мнение о нём, правила приличия и прочее. Тогда Господь повелел привести его к Себе и спросил: «чего ты хочешь от Меня?» — «Учитель! Чтобы мне прозреть». И Господь сказал ему: «иди, вера твоя спасла тебя». И он тотчас стал видеть и пошёл вслед за Господом, славя Его милосердие, Его чудо, прославляя и рассказывая о Нём всем. И все слышавшие об этом славили Бога и благодарили Его.
Дорогие братия и сестры! Страшно родиться слепым, страшно стать слепым. Да что там говорить, любая болезнь, которая с нами случается, касаясь самого ничтожного члена человеческого тела, производит мучения и страдания. Апостол Павел взял эту теснейшую взаимосвязь в человеческом организме как основу для строения Церкви, чтобы показать, что каждый член Церкви влияет на неё, оказывает своё воздействие либо положительное, либо отрицательное. Болит один член — болит всё тело, как в теле человека, так и в организме Церкви, и в человеческом обществе. Поэтому отнюдь не личное дело каждого человека жить как ему вздумается, такого право никто никогда ему не давал.
«Это моё личное дело, жизнь моя, она мне дана один раз и как хочу, так и живу» — такого права Бог не дал человеку. Он сотворил человека, тем самым поставив его в зависимость от Самого Себя, вложил в каждого человека способность, стремление к Богу как к источнику жизни. К сожалению, по мере грехов человек теряет устремлённость к Богу, привыкает к ней, и патология становится нормой жизни.
Страдания этого человека, его болезнь слепоты напоминает нам о некоторых важных моментах. Прежде всего, о том, что мы должны благодарить Бога за то, что обладаем даром здоровья; за то, что мы можем своими ногами да в здравом уме прийти в храм Божий. И Господь каждый день продлевает нам это чудо Своего милосердия. Так не должно быть всегда и бесконечно и каждый день. И всё, что есть в нашей жизни — это дар Его милосердия. Это не само собой разумеющиеся вещи. Далее, это чудо напоминает нам о другой страшной и более распространённой болезни — о духовной слепоте. Наша душа, которая сотворена Богом и дана нам Богом, может быть слепой. Она тоже имеет свой орган духовного зрения, и он может помрачаться, может болеть, и душа может вообще ослепнуть и ничего не видеть.
Когда же это происходит? Во-первых, тогда, когда душа человеческая не видит своего крайнего убожества, множества своих грехов. Апостол Павел в своём послании напоминает нам, чтобы мы не уставали напоминать себе, что среди грешников я первый, каждый из нас. Ни тот, кто рядом с тобой стоит или живёт вместе, встречается с тобой, а ты и есть самый большой грешник. Перед причащением, когда священник выходит с чашей, этот момент напоминает явление воскресшего Господа, читается эта глубокая молитва: «…от нихже первый есмь аз». С такими чувствами и словами Церковь настраивает нас приступать к таинству Святого Причащения.
Слепота души выражается тогда, когда человек не видит Бога, не признаёт Его, не считает нужным быть и жить под Его водительством. Дорогие братия и сестры, мы с вами видим и знаем, сколько людей живут без Бога, не хотят даже думать о Нём. А ведь это люди порой близкие нам, знакомые, родные в той или иной степени родства, относящиеся к нам, которые живут без Бога совершенно спокойно, беззаботно, не чувствуя никакой необходимости и потребности в этом. Это не говорит о том, что человек, который отрицает Бога, такой великий, такой могучий, такой образованный, просвещённый, как нам вдалбливали в головы в прошлые десятилетия, что религия — это тьма, а просвещение даёт человеку свободу от Бога и так далее. На самом деле, дорогие братия и сестры, всё наоборот. Человек отрицает Бога от крайнего своего скудоумия. Великие умы говорили о том, что малое знание уводит от Бога, а большое знание приближает к Нему. В этом контексте мы видим, что отрицание Бога зависит от грехов человеческих. Когда сердце или душа человеческая поражена грехом, когда человек сживается с греховным состоянием и привыкает к нему, то такая душа не видит Бога, и божественный свет не проникает в нее.
Многих из нас беспокоят и тревожат обстоятельства, что наши знакомые или близкие не идут к Богу. Порой, сами придя к Церкви и обретя веру всего несколько лет назад, что является ничтожным сроком в человеческой жизни, человек начинает сетовать на то, что его близкие и родные никак его не понимают, никак не берут с него пример. Да, во-первых, дорогие братия и сестры, пример-то не с кого брать, пример этот совсем не убедительный, совсем не яркий, а плохонький, слабенький, совсем тусклый, на который и смотреть-то не хочется. В этом примере якобы христианской жизни ничего не поменялось. Как знали они какого-то безбожника имярек, так он, придя к Церкви в своей жизни, в отношении к людям никак не поменялся, только чуть- чуть распорядок дня у него изменился. С книжкой стал стоять перед иконой, в воскресенье престал спать до обеда и всё, больше ничего не поменялось.
Дорогие братия и сестры, в той или иной степени это касается каждого из нас. Потому что мы, без сомнения, плохие христиане, и пример нашей жизни никого никуда не ведёт и не впечатляет, только если к погибели. Но обращение наших близких и родных — дело не нашего ума, это дело милости Божией. Мы должны об этом молиться прежде всего, чтобы Господь коснулся сердец близких и родных людей, которые нам дороги и о которых мы мечтали, чтобы они наконец-то пришли к вере и Церкви. Это дело не нашей, знаете, отточенной словесной логики, мудрости ума и прочее, это Господь призывает человека, касается его сердца, и оно прозревает, слепота прекращается, и сердце начинает видеть и осознавать свою зависимость от Бога. Мы с вами, дорогие братия и сестры, можем здесь быть лишь помощниками Божиими, соратниками Его, но отнюдь не главными действующими лицами в процессе, который зависит только от Самого Бога.
Когда близкие и родные не идут к Богу, когда не идут к Нему наши дети — это больно, это горько, это тяжело переживается. Но, дорогие братия и сестры, их обращение надо начинать с одного простого момента – с собственного покаяния, потому что при правильном христианском воспитании дети никуда и никогда не должны отходить от Церкви. Если это случается, то это наша ошибка и наше упущение. Порой, когда не складывается их семейная жизнь — это наша с вами беда, последствие наших с вами грехов.
Примеры из современной жизни всегда очень убедительны. Например, родители очень жалуются, скорбят о том, что семейная жизнь их детей, уже взрослых, не складывается. Им кажется, что нет любви у их детей, не такими должны быть отношения в семье, как у их детей: и сухо, и холодно, и по-казённому, и приветливого слова никогда не услышишь, и никакого внимания, ни желания услужить друг другу нет, и мысли, и глаза куда-то смотрят на сторону. А задумайся, а ты сам как жил? Когда касаешься конкретного примера, смотришь, а сам отец или мать семью бросали, несколько лет гуляли непонятно где и с кем. А как же хочешь ты, чтоб у детей твоих было всё нормально, и семья была красивая, чтобы глаз радовало со стороны. Ведь яблочко, когда упадёт с яблони, не может к другой яблоне откатиться, оно здесь же, у корней лежит. Так что это всё последствия наших с вами родительских грехов.
Дорогие братия и сестры! Как часто духовная слепота касается и характерна для каждого из нас. Мы не видим Бога, не видим Его промышления, не видим Его следов в этом мире. В различных обстоятельствах, в мировых катаклизмах, катастрофах, войнах, терактах мы недоумеваем, где же Бог, почему Он молчит, почему Он не вмешивается в эти страшные обстоятельства современной жизни. Или когда человек терпит страдания, болезни в своей личной жизни, он тоже, порой, теряет Бога и тоже думает, где же Его вмешательство, где же Его помощь, поддержка.
На эти вопросы нам отвечает житие сегодняшнего святого преподобного Антония Великого. Это был величайший подвижник, величайший воин на злых демонов, который боролся с ними в течении многих десятков лет своей подвижнической жизни. Его борьба с дьяволом носила страшный характер. Например, мы можем вспомнить некоторые моменты из его жития. Антоний жил в пещере, куда погребали мёртвых. Сначала вся пещера была наполнена змеями и скорпионами, но когда в неё вселился этот подвижник, он именем Божиим изгнал их, и они оставили её. Сохранился эпизод об одном из бесовских нашествий на него. Всё множество бесов пришло в неистовое движение, потому что у дьявола очень много способов борьбы с людьми. Вдруг раздался такой гром, что место это поколебалось в самом основании, стены распались, и множество демонов, страшных, хищных, яростных, явившихся в виде призраков многих животных, ворвалось и заполнило жилище Антония. Антоний, поражаемый и терзаемый ими, переносил мучительнейшие страдания, но не впал в страх и сохранил бодрость и ясность ума. Хотя телесные раны и причиняли ему боль, но, оставаясь непоколебимым в душе, он как бы глумился над врагами-демонами и говорил им: «Если бы у вас действительно была сила, то для борьбы со мной достаточно было бы и одного из вас. Но так как Господь отнял у вас силу, то вы и пытаетесь устрашить меня своей многочисленностью. Уже одно то служит очевидным знаком вашей слабости, что вы приняли на себя образы неразумных животных». И они были побеждаемы и посрамляемы им.
Милосердный Господь, покровительствуя Своему рабу, не оставил его во время такой тяжкой борьбы с демонами. Подняв кверху свой взор, Антоний увидел, что свод гробницы раскрылся над ним, и к нему нисходит, рассеивая тьму, светлый луч. С появлением света демонов не осталось ни одного, они исчезли. Телесная боль мгновенно утихла. Гробница, которая распалась при появлении демонов, снова оказалась невредимой. Уразумев в этом посещение Господа и глубоко от сердца вздохнув, Антоний, еле живой от этих страданий, воскликнул с лицом, обращённым к озарявшему его свету: «Где Ты был, милосердный Иисусе? Где был Ты и почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» И был к нему голос: «Антоний, Я был здесь, но ждал, желая видеть твоё мужество. Теперь же, после того, как ты твёрдо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе. И прославлю тебя во всём мире». Эти слова, которые Антоний услышал, являются особенно утешительными для сердца верующего человека. «Где Ты был, Господи?», — Антоний спрашивает в тяжелейших страданиях и слышит голос: «Я был здесь всегда. Но хотел видеть твоё мужество, твой ответ, твою реакцию на те искушения, на те обстоятельства жизни твоей, как ты проявишь себя: сохранишь ли верность, изъявишь ли желание продолжать нести тот крест, который вручён тебе». И когда Господь видит эту готовность к несению креста, видит терпение, видит верность Господу, то Он вскоре несомненно обнаруживает Своё близкое присутствие с каждым из нас и являет Свою спасительную помощь.
Житие преподобного Антония и повествование о евангельском слепце вдохновляют нас с вами и призывают никогда не унывать в жизненных ситуациях, а всегда надеяться на Бога и не проявлять малодушия и нетерпения, не отворачиваться от Бога. Чтобы мы с вами не теряли веру в Него, потому что Он «вчера, и днесь, и той же во век», и Он управляет миром, и Его помышлению о мире никто и ничто помешать не может. Аминь.
По материалам сайта www.vsevhram.com.