В Никитском Храме г. Калуги была совершена Поздняя Божественная Литургия в день праздника Крещения Господня.
19 января 2022 года, в праздник Крещения, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги клириком Храма - иереем Максимом Картуесовым при диаконе Олеге Машанове была совершена Поздняя праздничная Божественная Литургия.
На Апостольском чтении был зачитан отрывок из «Послания к Титу святого апостола Павла» ( гл.02, ст.11-14, гл.03, ст.04-07), в котором апостол Павел лаконично и ярко говорит о деле нашего спасения, которое совершено Отцом, в даре Святого Духа, ниспосланного на Иисуса Христа и через него на каждого из нас.
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (Гл.03, ст.13-17), который повествует о событии Крещения в изложении данного Евангелиста.
На Сугубой ектение за Богослужением была вознесена Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая и сугубая Молитва за болящих.
По совершении Таинства Причастия был совершен чин великого освящении воды. Отец Максим окропил прихожан святой водой, поздравил верующих с праздником и произнёс небольшую проповедь.
Все желающие смогли приобщиться святыни, набрать крещенской воды.
***
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ В НАСЛЕДИИ НОВОМУЧЕНИКОВ.
Учитель вышел на проповедь! Мессия пришел. От реки Иордан начинается Евангелие: «покайтесь» звучит из уст Иоанна и из святых уст Господа. Тут открывается миру Святая Троица, народ слышит голос Отца, Сын стоит обнаженный в реке, Иоанн видит Святого Духа в виде голубя.
В день Богоявления нам открываются удивительные истины. Господь открыл великие тайны, что Христос – Агнец Божий, Который берет [на Себя] грехи мира, что Он есть прежде всех век и есть крестящий Духом Святым Сын Божий (Ин. 1:29–34).
Святитель Иоанн Златоуст задает вопрос: «Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу».
Какие тайны веры и жизни открывает нам день Богоявления!
Тайна Богоявления состоит в том, что Христос приходит вернуть одежду, которую Адам в раю разодрал, одежда света и благодатности. Христос приходит нам напомнить, насколько мы связаны с миром горним. «Богоявление – это праздник откровения тайн Божиих, – говорит сщмч. Сергей Мечев, – и не только тайн Божиих, но и тайн того мира, в котором мы живем». Человек неотделим от твари. В одной из своих проповедей священномученик замечал, что «человек не может быть оторван ни от мира видимого, ни от невидимого, ибо он стоит на грани того и другого, ибо он создан от земли, из вещества, из твари видимой и тленной, но в него вложена душа, дух ангельский; как говорит один из святых отцов, это есть ангел во плоти».
Но спасения человека для Спасителя мало. Вся тварь в Адаме пала, поэтому нужно уврачевать весь мир. «Христос явися, всю тварь хотя обновити», – как говорит тропарь предпразднства.
Мы часто не чувствуем связь с природой, с творением. Как продолжает священномученик Сергий: «Мы считаем, что существует отдельно человек и природа…мы утеряли то, о чем надлежало бы знать: Бог сотворил мир, Он есть Жизнь и все, сотворенное Им, Им живет... Бог в творении прежде всего является как Жизнь, и это для нас, верующих, открывается именно сегодня… Сегодня праздник не только людей… но и праздник всей природы… для природы также должно быть очищение от того греха, который мы в нее вносим, и это очищение дается ей через великий праздник Крещения Господня, когда вся тварь через водное естество обновляется».
Весь мир соткан из воды. Это основная стихия планеты. Поэтому Господь действует через неё. Священноисповедник Лука Крымский вглядывался в великую тайну знакомства мира с Сыном Божиим в день Богоявления. Бог миру явил Сына, познакомил Его с окружающим народом, указал на Него, как на Того, Кто знает о Любви Божией все! На Богоявление «было никогда прежде не виданное и не слыханное явление миру человеческому Триединого Бога. Это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от самого Бога».
Исповедник Божий боялся за паству, как бы мы не потеряли живой веры в Бога: «О как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа». Ведь в день Богоявления нам открыто, что во Христе исцеление. Это открыто Пророком Иоанном и Самим Отцом и Святым Духом. «Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, – задает нам вопрос исповедник и святитель Лука, – этого Божественного представления Его миру, как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайший свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления?».
Крещение Господне, по мысли новомучеников, призвано нам напомнить о нашем крещении и о наших великих христианских обязанностях – отречься от дел сатаны и сочетаться Христу как Богу и законодателю, как Отцу и Искупителю.
Сщмч. Иоанн Восторгов говорит: «Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия. И в тот миг крещения нашего во имя Святой Троицы о каждом из нас как бы изречено было Отцом Небесным: ‟Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. Да, мы чрез крещение – дети и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости. Оттого и говорим Ему в молитве с дерзновением: ‟Отче наш, Иже еси на небесех”. Оттого и слышим отрадное слово евангелиста: ‟Тем, которые приняли Его, Иисуса Христа, верующим во имя Его, Он дал власть быть сынами Божиими” (Ин. 1:12)».
Мы должны помнить, что крещение нас изменило и направило по дороге из пустыни в землю обетованную, что сердце наше отныне призвано плодоносить.
Сщмч. Фаддей (Успенский), горячий проповедник живой, действенной веры, говорил: «Святая Церковь, желая, чтобы мы с большим разумением отнеслись к таинству спасительного возрождения от воды и Духа, изъясняет разными образами самое чудо возрождения, вспоминая, как, по слову Исайи, пустыня, земля сухая, необитаемая, заросшая терновником и колючим кустарником, обращается в цветущий сад от благодатного дождя, ее орошающего. Это образ того, как неплодное для добра естество человеческое, орошаемое токами благодати Христовой, может сделаться плодоносным, как купель крещения делается ‟многочадною Божественным Духом”».
Новомученик напоминает нам о наших обязанностях, наших обетах Богу. «Мы крещены; мы получили в крещении величайшие и несказанные дары. С ними получили мы и величайшия права и величайшия обязанности».
Крещение Господне – это призыв нам жить во Христе. Сщмч. Фаддей продолжает: «Церковь хочет умилить души их зрелищем, которому с трепетом дивятся и ангельские силы: как обнажается Сам Творец человека, чтобы прикрыть наготу Адама, облечь его в новую светлую одежду духовного возрождения, согреть этою одеждою охладевшую от зимы страстей душу человека падшего».
Церковь сегодня поет: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». И в этом вся тайна сегодняшнего праздника, в этом заключены и честь, и призвание, и обязанности христианина.
Сщмч. Иоанн Восторгов в словах об обязанностях крещеного человека замечал несколько вещей.
Цитируя песнопение праздника «Кто во Христа крестился, тот во Христа оделся», священномученик неожиданно указал, что здесь Спаситель сравнивается с одеждой, которая покрывает, защищает, украшает и отличает от других.
Одежда крещения – это наша защита от зноя и стужи страстей и лукавых духов. «Одежда нужна человеку, прежде всего, для того, чтобы покрывать его тело и защищать его… от холода, от зноя, от ветров и бурь, от всех предметов, которые нагому телу могут принести вред… защита одежды совсем не нужна телу мёртвому... Одежда и защита наша – Христос Спаситель… Мы живы духом, мы любим добро, но сил не имеем следовать ему; Христос Спаситель даёт нам и даёт эти силы. Гонит нас дьявол, искушает на зло… А Христос нам говорит: именем Моим бесы ижденут! …Палят и обжигают нас страсти наши. То гневом, то злобой, то завистью, то нечистой похотью разврата, пьянства и объедения загорается наша душа и наше тело. Можно ли удержаться от таких страстей? Можно, братие, можно при помощи Христа Спасителя! Тому доказательства налицо, мытари и гонители делались апостолами; блудники и блудницы, раскаявшись, удивляли ангелов чистотой жизни; Но все они, во Христа одевшись, только при помощи Его учения, Его благодати, по любви к Нему и по вере, становились сильными».
Одежда украшает: «Христианин! Только у Христа твоего найдёшь ты истинную красоту души твоей; только Он даст тебе брачную светлую одежду; только Он укажет тебе, что́ добро и что́ зло, и чем надобно украсить тебе свою душу; только Он даст тебе истинный и неповреждённый вкус к высшей духовной красоте… и путь к нему откроет, и силы тебе даст войти в него».
Одежда служит отличием, так христианин должен отличаться от других по жизни и своему званию, он должен быть похож на Христа: «В христианине пусть не будет виден естественный человек – грешный, злобный, плотской, чувственный, грубый, а пусть будет виден и пусть повторяется Господь Иисус. Повторится Его жизнь, если мы будем ей подражать, если всегда при определении своего поведения будем спрашивать себя, как бы поступил в этом случае Иисус Христос?»
Сегодняшний праздник призван напомнить нам о покаянии. Святитель исповедник Лука Крымский в этот день замечает, что «Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду… великую правду покаяния… Он пришел открыть нам путь в Царство Небесное, в которое нет доступа никому, не омывшему скверну души своей горячими слезами покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)».
Воистину велик и свят день Богоявления для желающих следовать за Христом в Царство Его Славы, где радости не будет конца.
Иерей Андрей Гавриленко.
По материалам сайта www.pravlife.org.